Дальневосточная государственная научная библиотека
Основана в 1894 году
Родоначальник пантомимы на Дальнем Востоке, создатель более 35 лет назад в г. Хабаровске первой любительской студии пантомимы, выросшей в театр, основатель и бессменный главный режиссер муниципального театра пантомимы «Триада», заслуженный артист России Вадим Сергеевич Гогольков родился 19 февраля 1949 г. в деревне Бон Амурской области. В 1960-е гг. вслед за отцом, сельским учителем, у которого вдруг проснулась страсть к путешествиям, семья несколько раз меняла место жительства: Алма-Ата, Новосибирск, волжские города, Украина, вновь Новосибирск и Дальний Восток – г. Архара, где В. С. Гогольков заканчивал школу. По окончании средней школы была неудачная попытка поступления на актерский факультет Владивостокского института искусств. Вступительные экзамены показали ему, что «быть актером – это дело достаточно серьёзное и сложное», а не просто игра на гармошке, которой он неплохо владел, и умение веселить людей. Случайно попавшаяся на глаза книга Р. Е. Славского «Искусство пантомимы» определила всю его дальнейшую судьбу. Заинтересовавшись ею, он самостоятельно освоил основные элементы мимического искусства: стилизованный шаг, упражнения с сопротивляющимся ветру зонтиком, летящие, как птицы, руки. В 1968 г. он поступил в только что созданный Хабаровский институт культуры на отделение театральной режиссуры, по окончании которого (1972) был направлен в г. Комсомольск-на-Амуре. Ещё будучи там на дипломной практике, В. С. Гогольков организовал при городском доме молодёжи Театр слова и пантомимы, или сокращенно «Теслопан». Теперь он продолжил работу с молодыми ребятами, в основном, студентами педагогического и технического институтов. Было подготовлено несколько спектаклей, в первом из которых «Антимиры» по А. Вознесенскому были соединены слово и пластика. После трех лет работы молодой режиссёр вернулся в г. Хабаровск, в родной институт на преподавательскую работу, где открывалась новая кафедра – режиссуры массовых представлений. Позднее он перешёл на кафедру театральной режиссуры, которую закончил сам. В это же время, осенью 1975 г. он создал любительскую студию пантомимы при краевом Дворце культуры профсоюзов. Основу ее составили его студенты, а также студенты других вузов г. Хабаровска. Студия очень быстро завоевала популярность среди горожан. Первые спектакли – пластические драмы «Коррида» по произведениям Е. Евтушенко, «Ночной полёт» по А. Сент-Экзюпери, «Левша» по А. Лескову, «Коловращение» по рассказам О. Генри, «Стая» по произведению Р. Баха «Чайка по имени Джонатан Ливингстон», «Маленькие трагедии» по А. Пушкину, «Старик и море» по Э. Хемингуэю, принесли зрительский успех. Любительская студия выросла в народный театр. Деятельность режиссера, поставленные им спектакли высоко были оценены на театральных фестивалях, участниками которых был молодой любительский коллектив. В. С. Гогольков и коллектив театра стали лауреатами и дипломантами международного фестиваля молодежи и студентов в г. Москве (1985), фестиваля «Мим – карусель» в г. Челябинске (1988), «Фестиваля пяти» театров-студий Хабаровского края (1989), «Альтернатив – О» в г. Владивостоке (1989). На волне студийного движения 25 мая 1989 г. любительская студия получила статус театра-студии. Каждый год появлялись новые спектакли, расширялись их жанровые границы. Наряду с пластической драмой появилось много пластической пантомимы, клоунады, где все выдумано самими артистами, обработано режиссером. По оригинальным сценариям поставлены: «Наш дом», «Дворюги», пластические драмы «Крысы», «Откуда я». Экспериментом режиссёра явился драматический спектакль «Страсть» по мотивам «Пиковой дамы» А. С. Пушкина. Новым этапом в жизни театра-студии стал 1993 г. С 1 января он предстал перед зрителями как муниципальный театр, четвертый профессиональный театр в г. Хабаровске. В этом заслуга, прежде всего, его режиссёра и художественного руководителя, сумевшего воспитать талантливых актёров, создать труппу единомышленников, доказать её жизнеспособность, найти своего зрителя, 48 процентов которых, по результатам анкетирования, не пропустили ни одного спектакля из репертуара театра. Став муниципальным, театр обрёл не только официальный статус, но и помещение: в 1995 г. он разместился на одной из центральных улиц города в приспособленном в процессе ремонта помещении бывшего кинотеатра «Пионер». В настоящее время в репертуаре театра более 30 спектаклей, созданных в разные годы. Среди них клоунские спектакли «Коловращение», «О! Блин-шоу!», стоп-шоу с двумя посадками «Вокзал для семерых», метео-шоу «Снеговиковый период», спектакль-балаган по пьесе О. Антонова «Смертельный номер», романтический детектив «Парфюмер» по мотивам романа П. Зюскинда, многоэтажная история «Дорога в небо» по пьесе А. Слаповского, спектакли «Академия смеха» по пьесе Коки Матани, «Алиса» по сказке Л. Кэрролла «Алиса в Стране чудес», «Портрет» по повести Н. В. Гоголя, «Малыш, Толстяк, Худышка» по пьесе Т. Нисида, «Первый раунд» по мотивам новелл Л. Енгибарова, «Театр маркиза де Сад» по пьесе Юкио Мисима, «Две стрелы» по повести А. Володина, «Человек-корыто» по пьесе О. Богаева «33 счастья», «За закрытыми дверями» по пьесе Жана-Поля Сартра; музыкальный спектакль «Блюз на кончике хвоста» по пьесе А. Герни, клоунария «Ужин на 100 персон». Все литературные сценарии – это переработки режиссером В. С. Гогольковым классических произведений, клоунады – плод коллективного творчества. Премьерой спектакля «Чайка» по пьесе А. П. Чехова, который стоит в репертуаре театра, его режиссёр замахнулся на постановку драматических спектаклей. «Я хочу, чтобы наши артисты прошли школу драматического спектакля», – мотивирует он свои действия. Большим успехом пользовался совместный российско-японский международный проект Японского Фонда международного обмена, театра «Сэйгэй» и театра «Триада» – постановка музыкального спектакля «Хагоромо» по пьесе Тоеко Нисида. Из всех театров Дальнего Востока был выбран именно театр «Триада». Почему? На этот вопрос очень хорошо ответил Минору Микки, композитор, автор музыки к спектаклю: «… хорошо помню свое недоумение, когда узнал, что выбрали не музыкальный театр, а театр пантомимы, где не поют, и даже не говорят. Но все мне с восторгом рассказывали о работе художественного руководителя театра Гоголькова и уверяли, что актёры справятся, и когда … я приехал в театр на репетиции, у меня было ощущение, что я вижу сон. … Наблюдая за тем, как в театре «Триада» актеры экспромтом реагируют на складывающуюся обстановку и тем самым всё больше и больше расширяют образ, я остро почувствовал нужность такого жанра, как пантомима, и уверовал в методы руководства Гоголькова. В актёрах буквально бурлило стремление внести широту своего самовыражения в японские художественные образы». Премьера музыкального спектакля состоялась в Хабаровске в сентябре 1999 г., в октябре 2000 г. он был показан в Японии. В 2004 г. состоялся другой совместный российско-японский проект «My sweet family» по клоунаде «Дворюги». В июле-августе 2006 г. театр принимал участие в Международном театральном фестивале для юного зрителя в г. Окинава (Япония) постановкой метео-шоу «Снеговиковый период» совместно с актёрами Японии. Успех театра обеспечивается многими факторами. Немаловажную роль играет то, что Вадим Сергеевич присутствует на всех спектаклях труппы: «Для меня это вопрос профессионализма, – объясняет он, – профессионализма режиссерского. Я должен следить за спектаклем, чтобы он не терял своего градуса. А второе – это сопереживание сегодняшнего спектакля вместе с артистом и зрителем, которое для меня очень важно». Со своими спектаклями театр побывал во многих уголках Дальнего Востока. В. С. Гогольков не называет это гастролями – обычная творческая поездка. Такие поездки состоялись в Германию (по приглашению Молодежного Студенческого Союза, 1991), Пекин (1997), Японию (2000, 2001, 2004, 2006), на фестивали театров пантомимы «Мимолёт» в г. Иркутск (2001), «Благая весть» в г. Благовещенск (2004), «Театральный остров» в г. Санкт-Петербург (2006). Театр «Триада» репетирует новые спектакли. Из последних премьер театра: спектакли «Вишневый сад» по пьесе А. П. Чехова (2011), «ROUT» по роману в стихах А.С. Пушкина «Евгений Онегин» (2012). Ведется работа по постановке спектаклей «Дух тайги» по произведениям В. Василиненко, «Петь, пить, плакать» по пьесе К. Драгунской, «Романс о влюбленных» по сценарию Е. Григорьева. Театр вступает в новый этап, переживает новую волну смены поколений. В него приходят новые, молодые актёры, которым всё свое творчество, свой опыт, всего себя по-прежнему будет отдавать первый и единственный режиссёр, поставивший все спектакли любительской студии, театра-студии, муниципального театра «Триада», В. С. Гогольков, заслуженный артист России, лауреат многочисленных наград губернатора Хабаровского края.