Зея (Зеля – её сценическое имя) Петровна Гримм-Кислицына (Гримм – фамилия по мужу), звезда Хабаровской сцены, любимица хабаровской публики родилась 26 июня 1926 г. в Сталинграде (Волгоград). Училась в студии при Хабаровском театре музыкальной комедии (1942–1944). С 1942 г. – солистка Хабаровского театра музыкальной комедии. Своему любимому театру она отдала почти 50 лет своей жизни. Играла на его сцене до 1993 г. Расставалась с ним на 2 года: в 1947–1949 уезжала на Украину, была солисткой Львовского театра музыкальной комедии.

Актриса создала целую энциклопедию женских характеров. 50 лет она творила себя из того, что так щедро дала ей природа, примеривала один за другим различные сценические костюмы, меняла грим, искала интонацию голоса, выражение лица, походку и жестикуляцию, пока не нашла свои, только ей одной присущие, манеру и тон, чтобы наиболее эффектным образом появляться из-за кулис, каждый раз заключая в свои объятия весь зал, и чтобы навсегда остаться на подмостках истории родного театра и в сердце любимого зрителя. Потрясающая комедийная артистка сыграла огромное количество ролей: смешно, неожиданно, взахлеб. До сих пор театралы со стажем вспоминают её сценических героинь: Дениза («Мадемуазель Нитуш» Эрве), Мирабелла («Цыганский барон» Штрауса), Цецелия («Королева чардаша» – «Сильва» Кальмана), Лариса («Белая акация» Дунаевского), Анита («Поцелуй Чаниты» Милютина), Поленька («Холопка» Стрельникова), тетя Дина («Севастопольский вальс» Листова), Гапуся – Горпина Дормидонтовна, Трындычиха («Свадьба в Малиновке» Б. Александрова), Хавронья Никифоровна – Хивря («Сорочинская ярмарка» Мусоргского, Кюи) и др.

С первой же минуты появления актрисы на сцене вся атмосфера действия оказывалась как бы заряженной ею. Её героини всегда единственны, крайне самостоятельны. Эта особенность творческой индивидуальности 3. П. Кислицыной своеобразно окрашивала каждую ее работу. Зрителям нравились все её роли: и положительные, вроде бедной судомойки Аниты из спектак¬ля «Поцелуй Чаниты», исполненные жизненной энергии; и отрицательные – стяжательницы, эгоистки, интригантки: «персональная жена» Вава («Москва, Черемушки»), мадам Энно («На рассвете»), опереточная примадонна Тройская («Мы хотим танцевать»), эсэсовка Эвелина Квак («Четверо с улицы Жанны»), пустая кокетка Лариса («Белая акация») и десятки других, сыгранных 3. П. Кислицыной.

Жадная до работы, она отдавала ей всю себя. Когда в новой постановке для нее не было роли, она умоляла режиссеров написать для нее эпизод, любой номер, любой образ, чтоб хоть на минуту появиться на сцене. И ей всегда шли навстречу.

У нее всегда были блестящие партнеры. Начинала она с Войнаровским, Молчановым, Боровским, Поповым, Хилькевичем, Аркадьевым, Сергеевым, Бедой. Но среди всех партнеров любила и выделяла замечательного комика, своего наставника и мужа, который очень много сделал для раскрытия ее таланта — Валентина Аполлоновича Гримма, а также его ученика Валерия Михайловича Хозяйчева. С дорогим и неповторимым Хозенькой она всегда играла с большим удовольствием. Недаром французы говорят: противоположности сходятся. Величественная, крупная как монумент — она, и худенький, субтильный, нервный — он. Зрители обожали их эксцентрическую игру и всегда с нетерпением ожидали чего-нибудь невероятного. Зал ликовал, когда артист, например, прыгал ей на руки, и, прижимая его к своей широкой груди, она произносила коронный монолог: «Варвар! Ты своими копытами растоптал мои лучшие годы …». Вот за такие эмоциональные моменты, за виртуозное умение артистов остроумно играть комедийные перевертыши и бегали в оперетту, и любили их героев всей душой! Когда на сцену выходили два народных артиста Игорь Желтоухов и Зеля Гримм-Кислицына, два мастера под стать друг другу по таланту, по востребованности, по зрительской любви — это всегда было похоже на театр двух артистов. Талантливых, оригинальных, незабываемых! Их творчество было объединено дивным, по своей сути главным актерским качеством — редким обаянием и чувством юмора.

Первая народная артистка РСФСР Зеля Петровна всегда стремилась соответствовать, всегда быть первой: и когда выходила на сцену, и когда возглавляла Хабаровскую организацию Союза театральных деятелей, и когда представляла театр на гастролях, в министерских кабинетах на самом высоком уровне. В любой обстановке она была к месту и в том месте, даже тогда, когда ее суждения не совпадали с большинством и она шла поперек всех. Сложный характер яркой индивидуальности.

Она много занималась общественной работой, многие годы возглавляя Хабаровскую организацию Союза театральных деятелей. В 1968–1974 гг. преподавала актерское мастерство в Хабаровском музыкальном училище. Её хватало на всё.

Зеля Петровна Гримм-Кислицына была невероятно влюблена в жизнь! Рано потеряв мужа, она никогда не отчаивалась и говорила: «Нужно доверять только жизни. Жизнь такая штука — побеждает все. Всегда подаст надежду, при любой, самой страшной трагедии. Жизнь — это куча всего вперемешку: битые горшки и небо в алмазах. Но у жизни есть свои бермудские треугольники. Тот, кто в них попадал, должен знать, как не потеряться и выбраться. Я знаю и то и другое. Но наступит день, когда уже не выбраться …». Ей нравилось жить неосторожно, полноценно, не сдерживаясь и ни от чего не отказываясь. Но случались моменты, когда мудрость изменяла ей, при ее потрясающей интуиции. В 1993 году она вдруг решила поставить спектакль. Ее все отговаривали! Зачем? Не надо! Это другая профессия. Пожалейте себя! Нет! Стояла на своем. Она знала, зачем. В память мужа. Когда-то Валентин Апполонович очень хорошо поставил несколько спектаклей в театре. Они долго и успешно держались в репертуаре. Зеля Петровна решила доказать всем и себе, что умеет и это. Поставила, сумела. Но даже для опытного, профессионального режиссера событие такого рода – большой стресс, всегда груз разных эмоций. Она не рассчитала своих сил. Случился удар. 17 лет она не выходила на сцену и была практически прикована к постели. 27 октября 2010 г. актриса ушла из жизни.