Дальневосточная государственная научная библиотека
Основана в 1894 году

В честь Дней узбекской культуры ДВГНБ представляет вниманию посетителей сайта большую виртуальную выставку-презентацию «Литературное наследие Узбекистана».

Литературное наследие Узбекистана является неотъемлемой частью духовных сокровищ тысячелетней исламской культуры. Уникальность узбекской литературы в том, что в процессе своего развития она была неразрывно связана с древнейшими восточными и западными культурами, так как на территории нынешнего Узбекистана перекрещивались торговые караванные пути, связывавшие страны Востока и Запада. Становление и развитие узбекской литературы происходило в полемике, отстаивании права творить на родном языке, который по богатству сюжетов и выразительности ничем не уступал персидской литературе. И если сначала у подобной точки зрения имелись противники, то вскоре стало бесспорным, что именно узбекская литература является богатейшей литературой тюркоязычного мира.

В нашей виртуальной выставке-презентации «Литературное наследие Узбекистана» представлено всё многообразие узбекской прозы и поэзии от древних эпических произведений, поэзии XIV – начала XX века до советской поэзии и наиболее ярких представителей современной узбекской литературы.

Цель презентации – показать пользователям библиотеки и всем посетителям сайта различные этапы тысячелетнего пути узбекского словесного искусства, заинтересовать их богатыми культурными и духовными традициями этой далёкой азиатской страны.  

Во-первых, вниманию пользователей представлены лучшие образцы фольклора Республики Узбекистан, которые по богатству и разнообразию тем, сюжетов, палитре выразительных средств и творческой индивидуальности авторов являются бесценным достоянием не только узбекского народа, но и всей мировой культуры.

И самое яркое из них – это героическая поэма «Алпамыш», самое любимое и широко распространённое эпическое произведение узбекского народа. В богатейшей сокровищнице творчества народов России ей принадлежит выдающееся и почётное место. Эпос «Алпамыш» отражает историю народа Узбекистана, его традиционный бытовой уклад и этнические особенности, идеалы о свободе и равенстве, мужестве и самопожертвовании.

Второй раздел нашей выставки-презентации посвящён выдающимся литературным памятникам, лирике знаменитых восточных поэтов, которой так богата узбекская литература.

В странах Средней Азии именно поэзия долгое время была господствующим литературным жанром. В стихотворной форме писались не только лирические произведения, но и религиозно-нравственные проповеди и хроники. Только научные, исторические произведения и мемуары были написаны прозой. Творчество великих узбекских поэтов Хафиза Хорезми, Захриддина Мухаммеда Бабура, Бабарахима Машраба, Мухаммада Риза Огахи и других по праву является золотыми страницами и гордостью узбекской классической литературы. Но самое ценное сокровище и самая большая гордость узбекской литературы – это творчество великого узбекского поэта, мыслителя и государственного деятеля Алишера Навои (1441–1501). Полное его имя Низамиддин Мир Алишер – выдающийся литератор и просветитель, философ и лингвист, историк, живописец, композитор и покровитель учёных. Алишер Навои является родоначальником литературы многих азиатских народов и основоположником узбекского национального литературного языка. Творчество этого великого сына тюркского народа, сравнимого только с гениями Ренессанса, стало высшей точкой развития узбекской классической литературы. Оказавший огромное влияние на весь мировой литературный процесс, Алишер Навои занял достойное место в ряду самых выдающихся гениев культуры человечества. Но главная заслуга Навои перед узбекской культурой – неустанная пропаганда родного языка. Особо подчеркивая богатство узбекского языка, он постоянно указывал на необходимость писать на этом языке художественные произведения, отстаивая тем самым право тюркских языков на своё особое место в литературе Средней Азии. Именно благодаря Алишеру Навои об узбекской литературе заговорили как об отдельной прекрасной ветви мирового литературного древа.

Другой яркой фигурой, оставившей след в узбекской истории и литературе, был основатель империи Великих Моголов в Индии, последний из Тимуридов, хан Захриддин Мухаммед Бабур (1483–1530). Он прославился лирикой, продолжающей лучшие традиции Алишера Навои, и знаменитым прозаическим сочинением «Бабур-наме» (Записки Бабура), которое представляет собой единственный в своем роде источник истории народов Центральной Азии и один из самых замечательных литературных памятников на узбекском языке.

Творчество классических лирических поэтов Узбекистана обладает удивительным свойством – какой-то особой, непостижимой независимостью от времени, совершенной неувядаемостью. Их стихи не тускнеют: спустя многие столетия они сохраняют свою красоту и силу. Узбекская классическая поэзия виртуозно сочетает красоту слова и главные ценности восточных мудрецов: глубокое понимание жизненных законов, философское отношение к насущным проблемам и стремление к гармонии с миром и самим собой. В основу многих произведений были положены легенды и предания, поэтому со страниц книг так и веет ароматом Древнего Востока. Одна из главных тем творчества любого узбекского поэта – стихи любовно-лирического содержания. Земную любовь узбекские поэты воспевают как самое высокое человеческое достоинство.

Узбекская классическая литература также знаменита своими поэтессами. Яркими представительницами являются Надира (1792–1842) и Увайси (1780–1845). В своих лирических стихах они выражали внутренние переживания и нежные чувства. Многие стихи Увайси и Надиры переложены на музыку и поныне являются любимыми в народе песнями. Тем, кто откроет их стихи, очевидно – перед нами поэтический гений, чья поэзия родилась из ритмического биения двух влюблённых сердец...

Третий раздел нашей выставки-презентации посвящён узбекской литературе XX–XXI вв.

С началом XX столетия в узбекской литературе появляются новые талантливые поэты и писатели. Первоначально, под влиянием «революционных» идей, новая плеяда литераторов, среди которых самый значительный Хамза Хакимзаде Ниязи, – оказала сильное влияние на возникновение нового направления в узбекской литературе. Особенно яркое выражение революционный дух, стремление к новой жизни, идеи созидания находили в творчестве таких литераторов, как Абдулла Кадыри (1894–1940), основоположник жанра романа в узбекской литературе.

На фоне событий в Кокандском ханстве и Ташкентском бекстве Абдулла Кадыри в своем волнующем романе «Утган кунлар» («Минувшие дни») через трагическую любовь Атабека и Кумушбиби талантливо описал жизнь узбеков в XIX веке. «Минувшие дни» положили начало новой реалистической прозы, войдя в золотой фонд самобытной и талантливой узбекской литературы.

Начиная с 20-х годов прошлого столетия в узбекскую литературу вливается целая плеяда талантливых литераторов – Хамид Алимджан, Гафур Гулям, Айбек, Абдулла Каххар и др. Большая проницательность, сила мысли и слова, честность и жажда поиска, чувство прекрасного сочетаются в их прозе и поэзии с картинами большой реалистической значимости и психологической наполненности, с сочными красочными описаниями народного быта. В послевоенный период духовное развитие узбекского народа получает новый импульс, в результате которого появляются десятки новых талантливых произведений. Значительно обогатили узбекскую литературу нового времени такие поэты и писатели, как Зульфия, Сабир Абдулла, Аскад Мухтар и многие другие, получившие всеобщее признание.

Писатели и поэты послевоенного Узбекистана воссоздают тончайшие, едва уловимые эмоциональные оттенки человеческих переживаний в конкретных психологических ситуациях. В своём художественном творчестве они воспевают народ и его многовековые традиции. При этом узбекские литераторы нового времени смогли уловить ту нить, на которую нанизываются слова, наполненные философией, своеобразием культуры Востока, и сумели мастерски сохранить главную характерную черту восточной литературы – афористичность. В ситуациях, изображённых в стихах и прозе, мысль лаконична и ёмка, как в древних восточных миниатюрах.

Также вниманию посетителей сайта представлены имена современных нам писателей и поэтов Узбекистана, чьи произведения – это основа современной узбекской литературы.

В поэзии Хуршида Даврона (род. 1952) лидирует дух свободы и независимости. В его поэтических книгах можно наблюдать неповторимые примеры единства места и времени, личности и общества, мира и поэзии. Он воспевает судьбу, трагедию, участь тюркских народов, радуется их счастью и сопереживает им в их несчастье. Лирический герой поэта живёт непросто, но зато жизнь его наполнена духовными исканиями, по сути – это нескончаемый процесс восхождения души.

Проза Тагая Мурада (1948–2003) — россыпь драгоценных камней, оживший орнамент. Выдающийся мастер узбекской прозы, переведённый на европейские языки; писатель, обновивший древний среднеазиатский дастан – сказание, сочетающее фантастику и реальность, юмор и трагедию. Его прозу не спутаешь ни с какой другой, он создал свой сказочный стиль, полный степного воздуха, сочного языка, живых характеров. Проза, заставляющая вспомнить Шукшина, Айтматова, Думбадзе – и при этом совершенно самобытная.

Миры современного узбекского русскоязычного писателя Сухбата Афлатуни (Евгения Викторовича Абдуллаева (р. 1971) причудливы, как миражи в пустыне. Они искусно мимикрируют под реальность, но, как только читателю кажется, что он приблизился и готов погрузиться в обычный, конкретный жанр, автор развеивает марево, и оказывается, что стереотипы здесь не работают. Многослойный сюжет романов Афлатуни объединяет истории духовных исканий, память поколений и любовную линию с ярким и живым национальным колоритом.

В целом литературный процесс на территории Узбекистана по сути является процессом творческой интеграции и освоения восточных и западных культурных моделей – классических персидских и арабских в период становления и расцвета (XV–XIX вв.), русских (XIX–XX вв.) и западных (конец XX в.). Но заслуга деятелей узбекской культуры в том, что сочетание этих культурных моделей и национального типа мышления и видения создают чудесное, глубоко самобытное и оригинальное целое. Сам факт нахождения на территории современного Узбекистана крупнейших в прошлом мировых центров среднеазиатской культуры Бухары и Самарканда ко многому обязывает и может восприниматься как своего рода эстафета. Значительный потенциал, богатейшие культурные традиции, положение на стыке культур – все эти факторы дают основания ожидать появления в узбекской литературе новых талантливых мастеров художественного слова, которые дополнят бесценный вклад узбекских поэтов и писателей в духовную сокровищницу человечества.