День железнодорожника — профессиональный праздник всех работников железной дороги. Среди них проводники, машинисты, монтажники и ремонтники, их руководство, сотрудники вокзалов, трамвайных депо и метрополитенов. Этот праздник также считают своим преподаватели и студенты профильных учебных заведений страны, а также их друзья, родственники, знакомые и близкие.

    В России в 2021 году День железнодорожника отмечается в первое воскресенье августа и выпадает на 1 августа. Торжество проходит на официальном уровне 41 раз. Суть праздника: почтить труд работников железной дороги.

     Дорогие читатели, мы предлагаем вашему вниманию книжную выставку из фондов библиотеки, посвящённую Дню железнодорожника. Выставка предназначена для широкого круга читателей, интересующихся историей развития подвижного состава отечественных железных дорог.

Факты, рекорды железнодорожной сферы

Длительная история формирования сети железных дорог — это отметки достижений, сила мысли инженеров и сила духа строителей, рекорды и уникальные свидетельства возможностей человека:

  • исследователи предполагают, что первой рельсовой дорогой был волок Диолк. Ещё в 6 веке до н.э., за тысячелетия до открытия парового двигателя, по углублениям в известняке рабы толкали тележки;
  • в Европе изначально на шахтах были распространены деревянные рельсы, по ним переправляли до кораблей добытую горную породу;
  • ещё до строительства знаменитой Царскосельской дороги, первую железную колею на конной тяге проложили в конце ХVIII века на Александровском заводе в Петрозаводске;
  • первый в России паровоз испытывали в Нижнем Тагиле в 1820-е годы. На Выйском заводе он перевозил руду. Изобрели его механики, отец и сын Ефим и Мирон Черепановы. «Сухопутный пароход» передвигался со скоростью 13-17 км/ч. С этим событием историки также связывают рождение российской железнодорожной отрасли;
  • именно Транссибирская магистраль способствовала развитию Сибири. Линию строили 25 лет, с мая 1891 г. до октября 1916 г. Начали близ г. Владивостока, закончили стройку с введением в эксплуатацию моста через реку Амур рядом с Хабаровском. Трассу прокладывали в непроходимой тайге, через реки, озера, в районах вечной мерзлоты. За менее чем 10 лет в восточные регионы переселилось более 3 млн. человек. До 2017 года она оставалась самой протяженной ж/д дорогой в мире — 9 тыс. 288,2 км;
  • к 1965 г. в Советском Союзе в основном перешли на сообщение за счет электричества и тепловозов, использование паровой тяги сократили до 24%. Это удалось достичь благодаря министру путей сообщения Борису Бещеву, который возглавлял отрасль без малого 30 лет;
  • первым фирменным поездом в СССР, получившим личное имя, стала «Красная стрела», с 1930 года она соединяет Москву и Петербург. Кроме того, из Москвы до Хельсинки можно доехать на «Льве Толстом», а во Владивосток везёт «Россия». Всего в стране около 90 фирменных поездов;
  • в планах РЖД на 2021 год — направить 120 млрд. рублей на обновление подвижного состава, а  также построить к 2030 г. минимум 16 тыс. километров  новых железнодорожных линий;
  • в год на поездах в России передвигается 1 миллиард 40 миллионов человек. Обслуживают пути и составы почти 1 млн. железнодорожников.

Книжная выставка работает с 1 по 16 августа, по адресу: проспект 60-летия Октября, 164, 2-й этаж.

Автор новости Ольга Викторовна Такмакова, главный библиотекарь отдела «Центр комплексного библиотечного обслуживания»  ДВГНБ. Контактный телефон: 8 (4212) 27-46-75.