410 лет назад, 21 июля (по старому стилю – 11 июля) 1613 года, произошло одно из важнейших событий в истории российского государства – венчание на царство Михаила Фёдоровича Романова, ознаменовавшее основание новой династии, правившей Россией в течение 304 лет.
Венчание на царство Михаила Фёдоровича проходило в Успенском соборе Московского Кремля в воскресный день, накануне 17-го дня рождения юного государя. Ранним утром толпы празднично одетых людей самых разных сословий стали заполнять улицы и площади Кремля, чтобы стать свидетелями торжественного события. Тех, кто был допущен в Успенский собор, окольничие просили стоять «с молчанием, кротостью и вниманием».
Собор был устлан коврами и бархатами, перед алтарем было устроено «великое место» – площадка, обитая красным сукном, куда вели 12 ступеней. С неё Михаил Фёдорович произнёс речь. В отличие от предшественников, Михаил Романов не просто объявлял о своей воле венчаться на царство. Он подробно обосновывал законность своего намерения: «Волею Божией Царь Феодор Иоаннович преставился и бесчаден оставил земное Царство. Избранные Цари Борис Феодорович скончался, а Василий отрекся от Царства...» и подчеркивал, что его избрание «в Цари» – это решение жителей «всенародного множества городов всего великаго Российского Царства».
Митрополит Ефрем, совершавший обряд царского венчания, в своей ответной речи также обосновывал права новой династии на престол и благословлял на царство первого из династии Романовых: «Да процветёт нам от вашего царского, прекрасно цветущего корня прекрасная ветвь в надежду и в наследие всем великим государствам Российского Царства!».
Венчание Михаила Фёдоровича Романова началось с возложения на него митрополитом регалий: животворящего креста, барм, царского венца – шапки Мономаха; вручения скипетра и державы. Во время литургии на царя была возложена золотая цепь, а затем совершено миропомазание. После причащения царя осыпали «золотыми деньгами и серебряными».
В тот же день в Грановитой палате Московского Кремля состоялся пир, на котором по желанию царя приказано было всем «быть без мест», то есть приглашенные должны были садиться произвольно, а не в соответствии с иерархией, установившейся при царском дворе по традиции так называемого «местничества», когда преимущество места зависело от древности и знатности рода.
На другой день, 22 июля, праздновались царские именины. Молодому государю исполнялось 17 лет. Как пишет С. Рождественский в книге «Воцарение Михаила Феодоровича Романова и его венчание на царство» (1913) «ради своего дня Ангела Михаил Фёдорович пожаловал Кузьме Минину сан думного дворянина и подарил дом в Н.Новгороде и вотчину село Богородицкое» за то, что «он с боярами, воеводами и ратными людьми пришёл под Москву и Московское государство очистил». Не была забыта и семья Ивана Сусанина: мужу единственной дочери Сусанина «за службу и за кровь тестя его» была пожалована половина деревни с освобождением его и его потомства от всяких податей «на вечные времена». Днём раньше в боярское достоинство был возведен Дмитрий Пожарский. «Так милостями спасителям Отечества началось новое царствование, а с ним началось и правление новой династии Романовых!» – пишет Рождественский.
Некоторые историки считают, что венчание Михаила Фёдоровича на царство было более важным событием, чем его официальное избрание, которое произошло 3 марта (по старому стилю – 21 февраля) 1613 года. Помазанник Божий — это уже не просто избранный государь. Его нельзя оклеветать, оттеснить, переизбрать. Страна стала «не безгосударна», а обрела самодержца, законного царя. «„Сам Бог предъизбрал и помазал Михаила на царство“, – говорил народ. С воцарением Михаила Фёдоровича Романова окончилась и „великая смута“ в Русском государстве. Точка опоры для русских людей была найдена…. Да будет же бессмертная слава первому представителю царственного дома Романовых! Он принял на себя „великое дело“ царского правления в такие тяжелые для Русского государства минуты – бремя, выше меры возлагаемое», – писал Алексей Бельковский в книге «Избрание на царство первого царя из дома Романовых Михаила Фёдоровича (1913).
Бремя было действительно нелёгкое. Как рассказывается в историческом очерке Николая Королькова «События Смутного времени на Руси» (1912): «Беда следовала за бедой, одна другой злее. <…> Разрывалась на части, опустошалась Русская земля. Казалось, близок был конец Московскому государству, оставшемуся без государя». Надо было собирать воедино истерзанную страну, и первым шагом на этом пути стало изгнание в 1612 году поляков из Москвы народным ополчением под предводительством нижегородского купца Кузьмы Минина и князя Дмитрия Пожарского.
Второй по сложности задачей оказалось избрание нового русского царя. В январе 1613 года в Москве открылся Земский собор, который «заседал долго и неспокойно». Только 3 марта (21 февраля) «советом всей земли» «после тщательного обдумывания и размышления, после трёхдневного всеобщего поста и усерднейшего Богу молебствия: слишком великое дело свершалось! … царь был избран единогласно». Им должен был стать боярин Михаил Фёдорович Романов. Собор постановил отправить к нему и к матери его, инокине Марфе, которые тогда жили в Ипатьевском монастыре, «посольство для умоления вновь избранного царя принять престол. <…> Михаил, услышав „моление“, „отрицашеся со многими слезами и рыданием и гневом“; мать, плача, также отказывалась благословить сына. <…> Только через 6 часов инокиня Марфа „царское своё сердце на милость преложи“ и сказала, что „ради многих молений всего православнаго христианства она даёт сына своего, света очей своих, на царство“. Согласие матери понудило и Михаила дать своё согласие», – говорил профессор Евгений Трифильев в своей речи «Избрание Михаила Феодоровича Романова на царство» (1913).
«Страшно было шестнадцатилетнему юноше взять на свою совесть и ответ перед Богом опозоренную родную землю и измученный Русский народ», – так говорится о состоянии будущего правителя в издании 1871 года «Русские государи. Царь Михаил Феодорович», электронная копия которого хранится в фонде Президентской библиотеки. – «Отказаться от венца – значит оставить Царство Русское на погром и расхищение врагам; взять на себя заботы Царя – значит спасти родную Русь от беды, горя и напастей. И порешил боярин – взять на себя Царское звание». У русского государства появился царь, который не только успешно правил страной 32 года, но и положил начало новой династии.
«Венчанием Царя Михаила Фёдоровича Романова на Царство завершилось незабвенное историческое событие – воцарение на Руси Династии Романовых. Густая тьма, висевшая над Русской Землей после смерти последнего Царя из Дома Рюрика, исчезла: вновь появилось солнце. Разоренное долголетней смутой и почти прекратившее свое существование, Русское Государство ожило, как оживает весною природа после суровой зимы», – пишет Владимир Голубев в книге «Трехсотлетие великого воспоминания» (1913).
С этим и другими изданиями, рассказывающими о правлении и личности Михаила Фёдоровича, первого царя из династии Романовых, можно ознакомиться в коллекции Президентской библиотеки «Земский собор 1613 года. Воцарение новой династии».