Дальневосточная государственная научная библиотека
Основана в 1894 году

Константин Дмитриевич Ушинский УШИНСКИЙ Константин Дмитриевич (19 февраля (2 марта) 1824 г., Тула, – 22 декабря 1870 г. (3 января 1871 г.), Одесса; похоронен в Киеве], педагог, основоположник научной педагогики в России. Окончил юридический факультет Московского университета (1844). В 1846–1849 гг. профессор кафедры энциклопедии законоведения, государственного права и науки финансов Демидовского лицея в Ярославле, который вынужден был оставить после обвинений в неблагонадежности. В 1850–1854 гг. служил в канцелярии департамента иностранных дел. Сотрудничал в журнале «Современник» (1852–1854) и «Библиотека для чтения» (1854–1855). С 1854 г. преподаватель русской словесности, географии и юридических предметов Гатчинского сиротского института, в 1855–1859 инспектор (заведующий учебной частью). В 1859 г. назначен инспектором Смольного института, где приступил к реформе этого учебного заведения. К преподавательской деятельности в институте привлек педагогов Д. Д. Семенова, Д. Н. Модзалевского, В. И. Водовозова и др., осуществил ряд преобразований: ввел новый учебный план, внедрил педагогически рациональные методы обучения, организовал проведение предметных уроков и опытов по дисциплинам естественнонаучного цикла. В конце 1861 г. был отстранен от должности редактора «Журнала Министерства народного просвещения» (занимал ее с 1860 г.), а после политического доноса вынужден был в 1862 г. оставить и Смольный институт. В 1862–1867 гг. жил за границей, главным образом в Швейцарии, изучая постановку школьного дела и женского образования.
Деятельность Ушинского протекала в период подъема общественно-педагогического движения. В общественных взглядах Ушинского нашло отражение признание деятельной сущности человека и труда как важнейшего фактора его жизни.
В педагогической теории Ушинского основополагающей стала идея народности воспитания признание творческой силы народа в историческом процессе и его права на полноценное образование.
Идея народности Ушинского свободна от национальной ограниченности. Признавая правомерность использования достижений других народов, Ушинский подчеркивал, что оно оказывается полезным только тогда, когда основания общественного образования твердо положены самим народом. Идея народности Ушинского предполагала развитие инициативы общественности в организации и управлении школьным делом. С этих же позиций Ушинский выступал за всеобщее обязательное обучение детей обоего пола на родном языке.
Воспитание Ушинский рассматривал как «создание истории». Предметом воспитания является человек, и если педагогика хочет воспитывать человека во всех отношениях, то она должна прежде узнать его тоже во всех отношениях. Это означало изучение физических и психических особенностей человека, влияний «непреднамеренного воспитания» – общественной среды, «духа времени», его культуры и общественных идеалов. Педагогика, организуя процесс целенаправленного («преднамеренного») воспитания, использует достижения наук о человеке, которые Ушинский называл «антропологическими», – философии, политэкономии, истории, литературы, психологии, анатомии, физиологии и др. Антропологическая позиция Ушинского в осмыслении физиологических и психических процессов позволила ему решать на высоком научном уровне фундаментальные педагогические проблемы, особенно в области дидактики. Связи с педагогикой наук, в которых изучается природа человека, наиболее полно раскрыты им в капитальном труде «Человек как предмет воспитания. Опыт педагогической антропологии» (1868–1869).
В развитии человека решающую роль Ушинский отводил исторической преемственности человеческих поколений. Воспитание, утверждал он, помогает новым поколениям идти по дороге в будущее, действуя заодно с другими общественными силами. Оно, совершенствуясь, может далеко раздвинуть пределы человеческих сил: физических, умственных и нравственных. Цель воспитания – формирование активной и творческой личности, что предполагает и подготовку к труду, умственному и физическому, как высшей форме человеческой деятельности. Труд учащихся в школе в различных его формах Ушинский рассматривал в качестве важнейшего фактора воспитания и образования. Учение Ушинского о творческом труде как факторе жизни и воспитания явилось крупным достижением русской педагогической мысли и получило развитие в отечественной науке.
В понимании Ушинским нравственности и нравственного воспитания также отразилась идея народности. Считая роль религии в формировании общественной морали положительной, он в то же время выступал за автономность науки и школы. Проблемы нравственного развития человека представлены у Ушинского как общественно-исторические. В нравственном воспитании он отводил одно из главных мест патриотизму. Истинный патриот, подчеркивал Ушинский, исключает шовинизм, требует воспитания гражданского долга «высказать смелое слово истины» против насилия, которое не исчезло в России с отменой крепостного права. Его система нравственного воспитания ребенка исключала авторитарность, строилась на силе положительного примера, нравственном влияния учителя, на «разумной деятельности ребенка», требовала развития активной любви к человеку.
Ушинский разработал цельную дидактическую систему. В ней раскрыты принципиальные вопросы отбора содержания образования, его приспособления к особенностям детского возраста. Ушинский дал анализ психологических механизмов внимания, интереса, памяти, воображения, эмоций, воли, мышления, путей их учета и развития в процессе обучения. Основной закон детской природы Ушинский видел в том, что «...дитя требует деятельности беспрестанно и утомляется не деятельностью, а ее однообразием и односторонностью», и делал вывод: чем моложе возраст, тем более требует он разнообразия деятельности. Дидактика Ушинского является теорией организации учителем познавательной деятельности детей, в которой первостепенное внимание уделяется развитию трудолюбия, интереса к науке и физическому труду, возбуждению активности и самостоятельности детей в процессе сознательного учения. Ушинский ставил перед педагогом задачу «учить учиться» и помочь воспитаннику найти свое место в жизни. Он исходил из того, что следует передать ученику не только те или другие познания, но и развить в нем желание и способность самостоятельно, без учителя, приобретать новые познания.
В содержании общего образования Ушинский отводил большое место естественнонаучным знаниям, а в постановке преподавания гуманитарных предметов в средней школе выступал против односторонней классицистической его ориентации. Ушинский высоко оценивал учение Чарлза Дарвина, которое, писал он, придает живой смысл всему естествознанию и может сделать его самым могучим образовательным предметом для детства и юности.
Большое внимание Ушинский уделял родному языку в школе, в котором «...одухотворяется весь народ и вся его родина». В книги для первоначального классного чтения «Детский мир и хрестоматия» (1861) и «Родное слово» (1864) он, кроме отрывков из художественных произведений родной литературы и устного народного творчества, включил так называемые деловые статьи, дававшие материал по природоведению, географии и истории страны. Научность знаний здесь сочеталась с доступностью и яркостью изложения, служила задачам нравственного и эстетического воспитания. В них дан содержательный материал для наблюдений, разработана система логических упражнений. В методических руководствах для учителей Ушинский рассмотрел основы методики начального обучения. Огромны его заслуги во внедрении в школу нового, аналитико-синтетического звукового метода обучения грамоте, который применяется и в современной отечественной школе.
Ушинский утвердил в русской дидактике принцип единства обучения и воспитания. «...Воспитание, – считал он, – должно действовать не на одно увеличение запаса знаний, но и на убеждения человека» (Архив Ушинского, т. 4, 1962, с. 592). Ведущая роль в этом принадлежит учителю, являющемуся «...живым звеном между прошедшим и будущим, могучим ратоборцем истины и добра, ... его дело, скромное по наружности, – одно из величайших дел истории...». В формировании личности народного учителя Ушинский возлагал надежды на педагогическую литературу и специальную систему его подготовки.
Ушинский оказал огромное влияние на развитие педагогики народов России и многих славянских стран.

Э. Д. Днепров
Российская педагогическая энциклопедия : в 2х т. – М., 1999. – Т. 2. : М–Я. – С. 497–498.

Сочинения К. Д. Ушинского

Собрание сочинений : [в 11-ти т.] / К. Д. Ушинский ; редкол.: А. М. Еголин [и др.]. – М. ; Л. : Акад. пед наук РСФСР, 1948–1952. – Т. 1, 2, 4–6, 8, 11. – [371 У 945].

Педагогические сочинения : в 6 т. / К. Д. Ушинский ; редкол.: М. И. Кондаков [и др.]. – М. : Педагогика, 1988–1990. – 6 т. – [74.0 2440853 (т. 1) 74.003 2452247 (т. 2) 74.0 2469854 (т. 3) 74.03 2514735 (т. 4) 74.03 2515851 (т. 5) 74.03 2557507 (т. 6) У 945].

Избранные педагогические сочинения : в 2-х т. / К. Д. Ушинский ; под ред. А. И. Пискунова [и др.]. – М. : Педагогика, 1974. – 2 т. – [371 У 945].

Избранные труды : в 4 кн. / К. Д. Ушинский ; [сост., вступ. ст., примеч. и коммент. Э. Д. Днепрова]. – М. : Дрофа, 2005. – 4 кн. – (Высшее педагогическое образование). – [74.03(аб) У 945].

Воспитание человека : ст., произведения для детей / К. Д. Ушинский ; сост. и авт. вступ. ст. С. Ф. Егоров. – М. : Карапуз, 2000. – 255 с. : ил. – (Педагогика детства). – [74.1 2848772 У 945].

Детский мир : хрестоматия / К. Д. Ушинский. – М. : Эксмо, 2005. – 671 с. : ил. – (Детская библиотека). – [84(2Рос=Рус)5 3256261 У 945].

Педагогическая антропология : (материалы к III т.) : Эстетическое чувство как восприятие истины в образной форме : [впервые опубл. в 1908 г.] / К. Д. Ушинский // Искусство и образование. – 2005. – № 1. – С. 4–30.

Проблемы педагогики / К. Д. Ушинский ; сост. и отв. ред. Э. Д. Днепров. – М. : УРАО, 2002. – 591 с. – (Новая педагогическая библиотека). – [74.00(аб) У 945].

Родное слово : кн. для детей и родителей / К. Д. Ушинский ; [сост. и предисл. Н. Ермолиной]. – Новосибирск : Мангазея, 1999. – 447 с. : ил. – [81.411.2 2858029 У 945].

Ушинский : [Избр. тр.] / К. Д. Ушинский ; сост. и авт. предисл. П. А. Лебедев. – М. : Амонашвили, 1998. – 222 с. – (Антология гуманной педагогики). – [74.03 2800598 У 945].

К. Д. Ушинский : [сборник] / К. Д. Ушинский ; вступ. ст., сост. и коммент. С. Ф. Егорова. – М. : Образование, 1994. – 205 с. – (Педагогическое наследие). – [74.03 2715353 У 945].

Человек как предмет воспитания : опыт пед. антропологии / К. Д. Ушинский. – М. : Гранд : Файр пресс, 2004. – 574 с. – [74.00 3247184 У 945].

Литература о К. Д. Ушинском

Антрополого-педагогические идеи К. Д. Ушинского в контексте современных проблем интегрированного обучения / А. Г. Селюков // Сред. проф. образование. – 2007. – № 10. – С. 68–69.

Архив К. Д. Ушинского / [сост. и подгот. к печати В. Я. Струминский]. – М. : Изд-во акад пед. наук РСФСР, 1959–1962. – Т. 1–4. – [371 А 875].

«В область народного духа» : (пед. традиции К. Д. Ушинского и современность) / Е. В. Карсалова // Яросл. пед. вестн. – 2002. – № 3. – С. 73–78.

Великий русский педагог и современная педагогика / Л. Н. Аверьянова // Профессионал. – 2009. – Вып. 4. – С. 10–12.

Два столпа русской педагогики : [о пед. наследии и дидакт. взглядах К. Д. Ушинского и П. Ф. Каптерева] / Л. Э. Заварзина // Педагогика. – 2007. – № 4. – С. 73–85. – Библиогр.: с. 84–85.

«Детский мир» и вселенная : [учеб. кн. «Детский мир» К. Д. Ушинского] / Л. В. Тодоров // Современность и школа : (науч. тр.). – Уфа, 1999. – С. 62–80. – [74.2 2850219 С 568].

Дидактические идеи К. Д. Ушинского в современной начальной школе / В. С. Пылаева // Нач. шк. – 2008. – № 7. – С. 4–8. – Библиогр.: с. 8.

Духовная общность : педагогические воззрения Х. Марти и К. Д. Ушинского / Э. К. Гаркунова // Лат. Америка. – 2003. – № 11. – С. 65–69.

Жизнь и наследие К. Д. Ушинского : межвуз. сб. науч. тр. / Яросл. гос. пед. ин-т им. К. Д. Ушинского. – Ярославль : ЯГПИ, 1986. – 124 с. – [74.3 2415380 Ж 714].

Идеи К. Д. Ушинского о нравственном и эстетическом воспитании школьников и модернизация образования в современной школе : (к 180-летию со дня рождения К. Д. Ушинского) / Л. С. Саломатина // Образование в соврем. шк. – 2004. – № 11. – С. 34–39.

Идеи К. Д. Ушинского о формировании убеждений учителя и учащихся / Н. А. Деева, А. П. Черных // Вестн. Рязан. гос. пед. ун-та. – 1996. – № 1. – С. 22–27.

Методика обучения К. Д. Ушинского / А. А. Штец // Нач. шк. плюс до и после. – 2010. – № 3. – С. 61–66.

Методологические основания педагогической антропологии в трудах К. Д. Ушинского и его последователей / И. С. Смирнова // Вестн. Адыг. гос. ун-та. Сер. «Педагогика и психология». – 2009. – № 1. – С. 131–135.

Наследие К. Д. Ушинского и современные проблемы гуманитаризации образования в России : материалы Межвуз. науч.-практ. конф., 19–20 мая 1994 г., посвящ. 170-летию со дня рождения К. Д. Ушинского. – Балашов : Изд-во Балаш. пед. ин-та, 1994. – 120 с. – [74.03 2704930 Н 314].

Педагогическая система К. Д. Ушинского / Н. К. Гончаров. – М. : Педагогика, 1974. – 272 с. – Библиогр.: с. 250–257. – [371 Г 657].

Педагогическая система К. Д. Ушинского в современном образовании / С. В. Дворниченко // Международная педагогическая школа : сб. науч. ст. – СПб., 2008. – Вып. 3. – С. 52–58. – [74.00 3319866 М 431].

Педагогические идеи К. Д. Ушинского о воспитании и современность / А. В. Елисеев // География и экология в шк. ХХI в. – 2004. – № 6. – С. 39–47.

Педагогическое наследие К. Д. Ушинского / И. А. Горячева // Образование. – 2004. – № 3. – С. 5–18.

Педагогическое учение К. Д. Ушинского / Д. О. Лоркипанидзе. – 4-е изд. – Тбилиси : Изд-во Тбилис. ун-та, 1974. – 441 с. – Библиогр.: с. 399–430. – [371 Л 784].

Песталоцци. Новиков. Каразин. Ушинский. Корф : биогр. повествования / сост., общ. ред. Н. Ф. Болдырева ; послесл. А. Ю. Данилова. – Челябинск : Урал, 1997. – 521 c. : ил. – (Биографическая серия, 1890–1915 ; т. 23). – [74.03 2776056 П 286]

Православная вера в педагогическом наследии К. Д. Ушинского / Л. В. Галицына // Образование. – 2004. – № 3. – С. 19–37.

Просветитель, ученый, литератор : к 185-й годовщине со дня рождения К. Д. Ушинского / Е. Барутчева // Дошк. воспитание . – 2009. – № 11. – С. 28–36.

«Родное слово» и «Детский мир» К. Д. Ушинского как источники и средство эстетического воспитания учащихся / В. Власов, В. Макаев // Педагогика. – 2002. – № 4. – С. 102–104.

Служение Ушинского / А. А. Замостьянов // Шк. образование. – 2009. – № 1. – С. 100–112.

Творческое наследие К. Д. Ушинского как источник художественно-педагогической антропологии / З. И. Гладких // Искусство и образование. – 2005. – № 1. – С. 31–48 ; № 2. – С. 18–36.

Трудовое и нравственное воспитание в педагогике К. Д. Ушинского / Е. Н. Салтанов // Педагогика. – 2004. – № 4. – С. 56–62.

Ушинский в Петербурге : [очерк-путеводитель] / В. К. Зажурило. – Л. : Лениздат, 1979. – 191 с. : ил. – Библиогр.: с. 188–190. – [371 З–165].

Константин Дмитриевич Ушинский / А. Мостьянов // Одар. ребенок. – 2004. – № 6. – С. 110–121.

Константин Дмитриевич Ушинский / А. П. Флеров ; публ. подгот. А. А. Щеголев, Е. В. Кондратенко // Педагогика. – 2006. – № 2. – С. 71–76.

К. Д. Ушинский : библиогр. указ. тр. и лит. о жизни и деятельности К. Д. Ушинского / АПН СССР, Гос. науч. пед. б-ка им. К. Д. Ушинского ; [сост. Е. П. Андреева и др.]. – М. : [б. и.], 1985. – 485 с. – [91.9:74.03 2358936 У 945].

К. Д. Ушинский : [эссе 1926 г. : первая публ. в России] / В. В. Зеньковский ; публ. подгот. Е. Г. Осовский, Е. В. Кирдяшова // Педагогика. – 2001. – № 6. – С. 67–71.

К. Д. Ушинский в портретах, иллюстрациях, документах : пособие для учителей : [альбом] / В. К. Зажурило. – Л. ; М. : Гос. учеб.-пед. изд-во, 1950. – 132 с. : ил. – [371 З–165].

К. Д. Ушинский. Гимназист. Студент. Профессор / А. Н. Иванорв. – Ярославль : Верх.-Волж. кн. изд-во, 1973. – 238 с. – Библиогр.: с. 230–235. – [371 И 20].

К. Д. Ушинский и Н. А. Бердяев: духовность как нравственная основа личности / Н. Л. Шеховская // Педагогика. – 2002. – № 5. – С. 77–82.

К. Д. Ушинский и русская школа : беседы о великом педагоге / [Е. П. Белозерцев и др.]. – М. : Роман-газ., 1994. – 189 с. – Библиогр.: с. 185–190. – [74.03 2703841 У 945].

К. Д. Ушинский и проблемы современного образования : материалы науч.-практ. конф., 26 окт. 1999 г. / Юж.-Урал. науч.-образоват. центр РАО [и др.] ; [редкол.: С. Е. Матушкин (отв. ред.) и др.]. – Челябинск : ЧелГУ, 2000. – 110 с. – [74.0 2852023 У 945].

К. Д. Ушинский и проблемы современного образования : сб. материалов межрегион. науч.-практ. конф., посвящ. 175-летию со дня рождения К. Д. Ушинского : в 2 ч. / Гл. упр. образования администрации Челяб. обл., Ин-т доп. проф. образования (повышения квалификации пед. работников) ; под ред. Молчанова С. Г. [и др.]. – Челябинск : Образование, 2000. – 2 ч. – [74.03 2861770 (ч. 1) 2869754 (ч. 2) У 945].

К. Д. Ушинский и современная школа : тез. докл. науч.-практ. конф., 30 марта 1994 г. / [под ред. В. А. Фадеева]. – Рязань : РГПУ, 1994. – 172 с. – [74.03 2703118 У 945].

К. Д. Ушинский как основоположник системы развивающего обучения в отечественной педагогике : монография / Е. В. Тюкова ; Ленингр. гос. ун-т им. А. С. Пушкина. – СПб. : ЛГУ им. А. С. Пушкина, 2007. – 127 с. – Библиогр.: с. 120–126 и в подстроч. примеч. – [74.03 3354827 Т 981].

К. Д. Ушинский о национальном образовании / З. В. Видякова // Образование и о-во. – 2004. – № 1. – С. 102–103.

К. Д. Ушинский о необходимости сезонного построения хрестоматий по чтению и современные книги по литературному чтению / Л. С. Саломатина // Нач. шк. – 2005. – № 1. – С. 16–20.

Формирование интереса к педагогической науке у будущих учителей в процессе освоения педагогической афористики (на материале педагогической афористики К. Д. Ушинского) : автореф. дис. ... канд. пед. наук : 13.00.01 / Е. В. Душина ; [Краснояр. гос. пед. ун-т, Иркут. гос. лингвист. ун-т]. – Красноярск, 2001. – 23 с. – [74р 17145 АР].