Дальневосточная государственная научная библиотека
Основана в 1894 году

Януш Корчак КОРЧАК (Korczak) Януш (настоящее имя и фамилия – Генрик Гольдшмит) (22 июля 1878 г. (1879?), Варшава, – 6 августа(?) 1942 г., Треблинка), польский педагог, детский писатель, публицист и общественный деятель. В 1905 г. окончил медицинский факультет Варшавского университета по специальности врач-педиатр. 8 лет работал врачом в детской больнице в Варшаве, одновременно вел активную общественную и литературную деятельность (книги: «Современная школа», 1905, «Школа жизни», 1908, и др.), работал воспитателем в детских летних колониях (впечатления отражены в книгах «Моськи, Йоськи и Срули», 1910, и «Юзьки, Яськи и Франки», 1910). В 1911 директор «Дома сирот» в Варшаве. Осмысливая современную ему практику семейного и общественного воспитания, опирался на педагогику, психологию, социологию и медицину. Корчак вырабатывал собственную концепцию детства и путей формирования ребенка как личности. Концепция Корчака изложена в его книге «Как любить детей», написанной во время Первой мировой войны на фронте. После окончания войны и возвращения в Варшаву Корчак руководил детскими приютами («Дом сирот» и «Наш дом»), преподавал в Институте специальной педагогики, Свободном польском университете, педагогическом училище, выступал как эксперт в суде по делам несовершеннолетних, сотрудничал в различных журналах, редактировал детскую газету «Малый обзор», выступал с беседами по радио и т. д.
Корчак выпустил ряд книг о воспитании, в том числе «Воспитательные моменты»(«Momenty wychowawcze», 1919), «О школьной газете» («O gazetce szkolnej», 1921), «Право ребенка на уважение» («Prawo dziecka do szacunku», 1929), «Правила жизни» («Prawidla zycia», 1930), «Шутливая педагогика» («Pedagogika zartobliwa», 1939), а также много статей, опубликованных в различных педагогических журналах, и художественные произведения для детей и о детях: «Король Матиуш I» (1923, русский перевод 1924), «Король Матиуш на безлюдном острове» (1923), «Банкротство юного Джека» (1924, в русском переводе «Джек-кооператор», 1929), «Когда я снова стану маленьким» (1925), «Кайтусь-волшебник» (1935), «Упрямый мальчик. Жизнь Л. Пастера» (1938) и др. В период гитлеровской оккупации Корчак пытался сохранить «Дом сирот», который в конце 1940 г. был перемещен на территорию варшавского гетто. Там в 1942 г. он написал «Дневник». Отклонив предложения о побеге, Корчак в августе 1942 вместе с 200 своими воспитанниками и всем персоналом «Дома сирот» погиб в газовых камерах концлагеря Треблинки.
Исходный тезис педагогической концепции Корчака – ребенок и его благо. Ребенок – самостоятельная, независимая от другой воли личность. Вопреки представлению, что ребенок – лишь будущий человек, а детство – подготовительный этап взрослой жизни, Корчак утверждал идеи полноценности ребенка как человека, самоценности детства как подлинного, а не предварительного этапа «настоящей» жизни. Вытекающая отсюда равноценность ребенка и взрослого означала признание права ребенка быть тем, кто он есть, – права на индивидуальность, права на уважение его человеческого достоинства. А это требует полной и решительной ломки существующего неравноправного отношения к ребенку, пренебрежения к нему, манипулирования его личностью, проявляющихся как в бесцеремонности родителей, так и в тотальной нивелировке детей государством.
Цель воспитания – полное, свободное и гармоничное развитие внутренних сил и способностей каждого конкретного ребенка, формирование его личности в духе идеалов добра, красоты и свободы, личности, обладающей внутренней самостоятельностью и чувством собственного достоинства. Необходимым условием этого является создание (в семье или в детском коллективе) атмосферы доброжелательности, взаимной откровенности и доверия, гарантирующей защищенность ребенка от насилия, стабильность его положения и свободу, удовлетворение его интересов и потребностей (особенно эмоциональных). Стержнем воспитательной системы Корчака было пробуждение в ребенке потребности к самопознанию, самооценке, самоконтролю и воли к самоусовершенствованию. Ребенок рассматривается как субъект воспитания: «воспитания без участия в нем самого ребенка не существует». Условие и мощный фактор эффективности этого процесса – демократически организованный самоуправляемый детский коллектив, обеспечивающий полноту жизни ребенка; включение его в нормы коллективной социальной жизни, коррекцию его поведения (через общественное мнение), направление его самовоспитания. Соответственно строилась и работа воспитателя, особое значение в которой имели умение наблюдать за ребенком, понимать мотивы его поведения (вживаться в мир детских переживаний), строить свои отношения с ним на основе разумной любви и уважения. В детском коллективе усилия воспитателя направлены на организацию его на демократических принципах, создание положительной психологической атмосферы, организацию воспитывающих ситуаций.

М. Н. Кузьмин
Российская педагогическая энциклопедия : в 2 т. – М., 1993. - Т. 1 : А–М. – С. 472-473.

Сочинения Я. Корчака

Избранное : [пер. с пол.] / Я. Корчак. – Киев : Рад. шк., 1988. – 526 с. : ил. – [84(4П) 2444247 К 703].

Избранные педагогические произведения : [пер. с пол.] / Я. Корчак ; [сост. Е. С. Рубенчик]. – М. : Педагогика, 1979. – 473 с. : ил. – [371 К 703].

Воспитание личности : кн. для учителя : [перевод] / Я. Корчак ; сост. и коммент. В. Ф. Кочнов. – М. : Просвещение, 1992. – 285 с. : ил. – [74.2 2665641 К 703].

Как любить детей / Я. Корчак. – Хабаровск : Кн. изд-во, 1988. – 144 с. – [ДВК 74.9 м2380380 К 703].

Как любить детей : избр. пед. произведения : [перевод] / Я. Корчак ; [сост. и авт. ст. М. И. Кондаков] ; Акад. пед. и соц. наук, Моск. психол.-соц. ин-т. – М. : Ин-т практ. психологии, 1999. – 186 с. – (Библиотека педагога-практика). – [74.2 2823558 К 703].

Как любить ребенка : [пер. с пол.] / Я. Корчак. – М. : Дом, 1990. – 445 с. : ил. – [74.9 м2605682 К 703].

Как любить ребенка / Я. Корчак ; пер. К. Э. Сенкевича. – Екатеринбург : У-Фактория, 2003. – 352 с. – (Психология детства). – [88.8(аб) К 703].

Корчак : [Избранные труды] / Я. Корчак ; [сост. и авт. предисл. О. П. Матятин]. – М. : Изд. дом Ш. Амонашвили, 1998. – 222 с. – (Антология гуманной педагогики). – [74.2 2800785 К 703].

Педагогическое наследие : [пер. с пол.] / Я. Корчак. – М. : Педагогика, 1990. – 267 с. – (Библиотека учителя). – [74.03 2560430 К 703].

Литература о Я. Корчаке

Детские дома Януша Корчака // Гуманистические воспитательные системы вчера и сегодня : (в описаниях их авт. и исследователей) : [сборник] / под общ. ред. Н. Л. Селивановой. – М.,1998. – С. 75–99. – [74.202 2798872 Г 945].

Януш Корчак : кн. для учителя / В. Ф. Кочнов. – М. : Просвещение, 1991. – 188 с. : ил. – [74.03 2616839 К 758].

Януш Корчак о правах ребенка / Р. Валеева // Защити меня!. – 2001. – № 1. – С. 2–5.

Януш Корчак: святое величие любви / Л. Захарова // Воспитание школьников. – 2005. – № 2. – С. 58–63.

Педагогическое кредо Януша Корчака / Р. Валеева // Нар. образование. – 2003. – № 9. – С. 184–196 ; № 10. – С. 205–213.

Печаль и труд Януша Корчака / О. Варпаховская, О. Медведева // Мир образования. – 1996. – № 3. – С. 21–26.

По заветам Януша Корчака: самоуправление в детском лагере : [на примере лет. дет. лагеря «Наш дом»] / И. Д. Демакова, Н. Л. Селиванова // Директор шк. – 2006. – № 4. – С. 73–77.