Дальневосточная государственная научная библиотека
Основана в 1894 году

Ян Амос Коменский КОМЕНСКИЙ (Komensky, Comenius) Ян Амос (28 марта 1592 г., Нивнице, ныне близ Угерске-Градиште (Чехия), – 15 ноября 1670 г., Амстердам), чешский мыслитель-гуманист, педагог, общественный деятель. Родился в семье члена протестантской общины Чешских братьев. Получил первоначальное образование в братской школе, в 1608–1610 учился в латинской школе, затем в Херборнской академии и Гейдельбергском университете (1611–1614), куда был направлен общиной для подготовки к проповеднической деятельности. В 1614–1620 преподавал и был проповедником в Фульнеке (Моравия).
Деятельность Коменского была посвящена проблемам образования и воспитания, исправления общества в целях взаимопонимания и сотрудничества между народами для «достижения лучшей жизни во всем мире».
Философские взгляды Коменского сложились под влиянием идей Аристотеля, Платона, Фрэнсиса Бэкона, Вивеса. Философия Коменского (пансофия — обучение всех всему), его программа всеобщего воспитания, вера в непрерывность процесса усовершенствования всех и всего посредством творческого труда, стремление к созданию комплексного метода формирования личности и общества представлялись в то время утопическими и заслуженную оценку получили лишь в XX веке.
Еще в период учебы Коменский собрал огромный языковой материал к книге «Клад чешского языка» (рукопись сгорела в 1656), пытался создать своего рода универсальную энциклопедию «Театр всевозможного» («Theatrum universitatus rerum»), пробовал себя в духовной поэзии, занимался теорией чешского стихосложения.
Коменский – ведущий представитель чешской реформаторской церкви, в ходе Тридцатилетней войны он вынужден был скрываться в Чехии и Моравии. В этот период Коменский написал ряд исторических работ и литературно-философский трактат «Лабиринт света и рай сердца» («Labirint sveta a ray srdce», 1623), в котором отразилась общественно-критическая позиция Коменского (острая общественная сатира в «Лабиринте...» дополняется оптимистичной картиной гармоничного общества («Рай сердца»)).
Под влиянием неоплатонизма Коменский пришел к убеждению, что устранить недостатки общества можно лишь исходя из общих проблем мироустройства. Один из путей исправления мира Коменский видел в совершенствовании системы воспитания и образования людей. Теорию всеобщего универсального образования он изложил в «Дидактике» на чешском языке (1628–1630, опубликована в 1849), в которой частные вопросы образования рассматривал в связи с общими проблемами воспитания и ставил цели и методы воспитания в зависимость от положения человека в обществе, его предназначения. Образование, по Коменскому, должно помогать человеку правильно ориентироваться в мире в поисках смысла жизни. Широкая трактовка проблемы и требование образования для всех детей и молодежи обусловили отрицательное отношение к «Дидактике».
В 1631–1632 Коменский переработал «Дидактику», назвав ее «Рай церкви или рай чешский», и сделал составной частью первого проекта реформы образования и воспитания в Чехии. Он предполагал также в дополнение к «Дидактике» создать учебники и методическую литературу. Закончил Коменский лишь «Информаторий материнской школы», ставший первой теорией дошкольного воспитания детей до 6 лет. В сочинении раскрывались специфика воспитания на каждом этапе жизни ребенка, соотношение физического и нравственного воспитания, взаимосвязь активной деятельности детей с нравственным и религиозным воспитанием, умственного развития и формирования речи ребенка. Отмечая многообразное значение детских игр, Коменский подчеркивал и необходимость систематического, соразмерного с возрастом ребенка, ненасильственного ознакомления детей с самыми простыми знаниями о мире.
В г. Лешно (Польша), занимаясь только педагогической деятельностью, Коменский в 1633–1638 переработал, расширил и перевел на латынь «Дидактику». Так возникла «Великая дидактика» («Didactica magna»), ставшая основной теоретической базой средней (латинской) ступени образования. Коменский создал единую систему образования и наметил его структуру – от дошкольного воспитания до высшего образования. От рождения до 6 лет дети воспитываются в семье (материнская школа), с 6 до 12 лет обучаются в элементарной школе (родной язык, арифметика, элементы геометрии, географии, природоведения, священное писание). Коменский считал, что в «школе родного языка» необходимо знакомить детей с ремеслами. На следующей ступени обучения – в латинской школе или гимназии (от 12 до 18 лет) Коменский вводит наряду с традиционными семью свободными искусствами естествознание, историю, географию. Высшее образование (с 18 до 24 лет) осуществляется в академии. Коменским были разработаны понятия целей, содержания и методов воспитания Вначале Коменский отдавал предпочтение предметному принципу и был автором ряда предметных учебников по физике, геометрии, геодезии, географии, астрономии, истории. Затем он пришел к убеждению, что человек должен получить систему знаний о мире. Примером такого собрания важнейших знаний о мире, природе, человеке, общественном устройстве и духовной области является учебник «Открытая дверь языков» («Janua linguarum reserata», 1631). Учебник представлял собой пособие нового типа, он отвергал традиционный догматический путь изучения грамматики и синтаксиса, предлагал метод усвоения языка на основе познания элементов реального мира. Содержал 8 тысяч латинских слов, из которых были составлены сравнительно простые предложения, сгруппированные в небольшие, постепенно усложняющиеся рассказы-статьи о важнейших явлениях окружающей действительности.
В 1640-х гг. Коменский по предложению шведского правительства занялся в Эльблонге подготовкой реформы школ для Швеции и разработкой методики преподавания латтнского языка. После Вестфальского мира (1648) Коменский возвратился в Лешно, где по заказу Швеции подготовил учебники: «Преддверие латинского языка» («Vestibulum latinae linguae»), «Зал латинизма» («Atrium linguae latinae», 1643–1649, опубликован 1649), а также «Новейший метод языков» («Linguarum methodus novissima», 1649). В 1650 Коменский был приглашен для организации школ в Венгрию, где в Шарошпатаке пытался частично реализовать свою идею устройства пансофической школы. Научное обоснование ее принципов, учебный план, распорядок дня были изложены Коменским в сочинении «Пансофическая школа» (1651). Коменский предложил также решение проблемы взаимоотношения факторов, участвующих в образовательном процессе (например, лиц, участвующих в обучении, места, времени, методов обучения). Уделял большое внимание роли воспитателя, учителя (а также родителей), особенно его моральному облику.
Конфликт между планами создания пансофической школы и реальным положением необразованного большинства народа в Венгрии побуждал Коменского к дальнейшей разработке проблемы легкого, быстрого, радостного и глубокого учения. Написанный им иллюстрированный учебник «Мир чувственных вещей в картинках» («Orbis sensualium pictus», 1658), упрощенный вариант книги «Открытая дверь языков», был первой успешной попыткой создания учебной книги на основе психологических принципов. Этот учебник в несколько переработанном виде использовался в некоторых странах Европы до второй половины XIX  в. Стремясь сделать учение для школьников более интересным, Коменский составил учебную книгу «Школа – игра» («Sсhola – ludus», 1656), которая представляла собой драматизацию содержания «Открытой двери языков» и предназначалась для постановки на сцене школьного театра.
В 1654 Коменский вновь вернулся в Лешно. С 1657 жил в Амстердаме. Здесь он подготовил четырехтомное собрание своих латинских педагогических сочинений «Opera didactica omnia», среди которых впервые увидела свет и «Великая дидактика». В Амстердаме Коменский работал также над начатым в 1644 трудом «Всеобщий совет об исправлении дел человеческих» («De rerum humanarum emendatione consultatio catholica»), который явился итогом его философско-педагогических и общественных планов по исправлению общества. «Всеобщий совет... » включает несколько частей. «Всеобщее пробуждение» («Панегерсия») призывает к всесторонней активной деятельности, направленной на исправление людей, «Всеобщее просвещение» («Панавгия») анализирует основные методы по исправлению, «Всеобщая мудрость» («Пансофия»), называется также «Всеобщее устройство («Пантаксия»), содержит философское ядро «Всеобщего совета» – собрание общих и конкретных сведений о мире в целом. Опираясь на свою философию природы и развития человека и человечества, Коменский в рамках неоплатонизма дал концепцию структуры и развития космического процесса Главное место в ней занимает человек – творец, от активности которого зависит, в какой мере это развитие будет означать как совершенствование мира, так и материальное и духовное воспроизведение человечества. Для этого всех людей следует обучать и воспитывать. «Всеобщее воспитание» («Панпедия») содержит теорию универсального образования и воспитания всех людей, везде, в течение всей жизни на основе равноправия. К первоначальным ступеням обучения и воспитания Коменский присоединяет и другие «школы жизни», которые в свою очередь делит на этапы развития – «классы». Таким образом, система всеобщего воспитания Коменский включает «школу рождения», подготовку к супружеству, пренатальный этап (рождение детей), «школу раннего детства» (дошкольное воспитание), «школу детства» (элементарное школьного обучение на родном языке), «подростковую школу» (среднюю ступень), «школу молодости» (высшее образование). На следующем этапе – в «школе старости» – должны преобладать мудрость, жизненный опыт и прочие. Уважение к жизни, забота о ее сохранении и совершенствовании – апофеоз труда Коменского.
Для повышения эффективности всеобщего воспитания, обеспечения мира и сотрудничества между народами Коменский предлагал создать универсальный язык, на котором будет развиваться национальная культура, – «Всеобщий язык» («Панглотия»). «Всеобщее исправление» («Панортосия») завершает проект всеобщего и полного преобразования, в первую очередь главных сфер деятельности человека (философии, политики, религии). При этом Коменский подчеркивал связь между самоисправлением каждого отдельного человека и исправлением главных социальных институтов (семьи, школы, церкви, государства), требовал соблюдения правильного соотношения между свободой и порядком. Осуществлению всеобщего исправления должны помочь всемирные институты, обеспечивающие сотрудничество и мир между народами: международная организация ученых для сотрудничества в области науки и воспитания, международная консистория (некий всемирный совет церквей) и международный суд для мирного решения спорных политических вопросов. Заключительная часть «Всеобщего Совета» – «Всеобщее поощрение» («Паннутесия») призывает к работе, направленной на универсальное социальное исправление. Коменскому удалось издать лишь вступительную часть своего труда-утопии, ряд глав рукописи не были завершены (в полном объеме издана в 1966 в Праге).
Творчество Коменского оказало огромное влияние на развитие мировой педагогики и школьной практики. Его труды содержат ряд продуктивных идей: единство общего и особенного, целого и частного, развития и воспитания, общественной системы образования и естественного постепенного свободного развития целостной личности, индивидуального и социального развития и т. д. Цель воспитания, по Коменскому, – подготовка человека к вечной жизни. Путь к вечному блаженству он видел в познании внешнего мира, в умении владеть вещами и самим собой, в возведении себя к источнику всех вещей – богу. Таким образом, Коменский выделял три составные части воспитания – научное образование, нравственное воспитание и религиозное воспитание. Понимание Коменским задач воспитания являлось выражением его гуманистического стремления к всестороннему развитию личности. Согласно Коменскому, человек – дитя природы, и поэтому все педагогические средства должны быть природосообразными. Принцип природосообразности воспитания предполагает при этом изучение законов духовной жизни человека и согласования с ними всех педагогических воздействий. Идея универсального параллелизма, то есть признания общности главных принципов, управляющих природой, человеком и его деятельностью, легла в основу сравнительного метода, который использовал Коменский в своей педагогической системе. Вопросы воспитания и обучения Коменский рассматривал в неразрывном единстве. Он призывал к широкому (универсальному) образованию на основе родного, а затем и латинского языка – языка науки и культуры того времени. Основные требования к обучению: раннее начало обучения, соответствие учебного материала возрасту ребенка. Коменский считал, что разум человека способен охватить все при последовательном и постепенном продвижении вперед, следуя от близкого к далекому, от известного к неизвестному, от целого к частному. При этом сначала у ребенка надо пробудить интерес к учению, используя для этого различные методы. Признавая три источника познания – чувства, разум и веру, главное значение Коменский придавал чувственному восприятию, которое должно подкрепляться затем разъяснением. Цель воспитания Коменский видел не только в приобретении знаний, но и в системе моральных качеств, из которых наиболее важными считал справедливость, мужество, умеренность. Стремление Коменского выработать интегрированную систему познания, позже развитую Лейбницем и другими мыслителями, наметить основную линию эволюции человека и общества определило важное направление в развитии европейской культуры.

Д. Чапкова
Российская педагогическая энциклопедия : в 2 т. – М., 1993. - Т. 1 : А–М. – С. 454-455.

Сочинения Я. А. Коменского

Избранные педагогические сочинения : [в 2 т.] / Я. А. Коменский ; под ред А. И. Пискунова. – М. : Педагогика, 1982. – 2 т. – (Педагогическая библиотека). – [371 К 631].

Избранные педагогические сочинения : [в 3 т.] / Я. А. Коменский ; под ред А. А. Красновского. – М. : Учпедгиз, 1939–1941. – 3 т. – (Педагогическая библиотека). – [371 К 631].

Коменский   : [Избр. произведения] / Я. А. Коменский ; [сост. и авт. предисл. И. Д. Чечель]. – М. : Амонашвили, 1996. – 221 с. : портр. – (Антология гуманной педагогики). – Библиогр. указ. изд. произведений Я. А. Каменского: с. 220–222. – [74.03 2751303 К 631].

Материнская школа / Я. А. Коменский ; пер. Д. Н. Королькова ; под ред А. А. Красновского. – М. : Учпедгиз, 1947. – 104 с. : ил. – (Библиотека воспитателя детского сада). – [371 К 631].

Мир чувственных вещей в картинках, или Изображение и наименование всех важнейших предметов в мире и действий в жизни / Я. А. Коменский ; пер. с лат. Ю. Н. Дрейзина ; под ред. А. А. Красновского. – М. : Учпедгиз, 1957. – 351 с. : ил. – [371 К 631].

Панпедия : Искусство обучения мудрости / Я. А. Коменский ; пер. с лат. М. М. Сокольской ; отв. ред. Э. Д. Днепров, Г. Б. Корнетов ; Ун-т Рос. акад. образования. – М. : УРАО, 2003. – 320 с. – (Новая педагогическая библиотека). – Библиогр.: с. 293–309. – [74.03 3242474 К 631].

Сочинения : [пер. с лат. и чеш.] / Я. А. Коменский ; [отв. ред. и сост. А. Л. Субботин ; вступ. ст. Д. И. Чижевского ; Рос. акад. наук, Ин-т философии]. – М. : Наука, 1997. – 476 с. : ил. – (Памятники философской мысли). – [87.3(4) 3201217 К 631].

Литература о Я. А. Коменском

Аксиомы Коменского, или научная экскурсия по «Великой дидактике» / В. Кумарин // Сел. шк. – 2006. – № 3. – С. 118–123.

Аксиомы Коменского, или Строгий наказ гения научной педагогики всем реформаторам и модернизаторам школьного образования / В. Кумарин // Нар. образование. – 2001. – № 8. – С. 237–241.

Ян Амос Коменский. 1592–1670 / Д. О. Лоркипанидзе. – Изд. 2-е, испр. – М. : Педагогика, 1970. – 440 с. ил. – Библиогр.: с. 393–432. – [37 Л 784].

Ян Амос Коменский и проблемы современной школы : Всерос. науч.-практ. конф. (30–31 марта 1992 г., Самара) : тез. докл. – Самара : [б. и.], 1992. – 171 с. – [74.03 2647615 К 631].

Я. А. Коменский (1592–1670) : указ. лит. / АН СССР, Ин-т науч. информ. по обществ. наукам ; сост. Т. В. Владиславлева. – М. : [б. и.], 1990. – 72 с. – [74.03 2555673 К 631].

Ян Амос Коменский : указ. рус. пер. и критич. лит. на рус. яз., 1772–1992 / Всерос. гос. б-ка иностр. лит. им. М. И. Рудомино ; сост. Н. Л. Глазкова. – М. : Рудомино, 1995. – 92 c. – [91.9:74.03 2722503(б) К 631].

Лабиринт света и рай сердца / Я. А. Коменский ; пер. с чеш. С. Скорвида [и др.]. – М. : МИК, 2000. – 311 c. : ил. – [84(4Чеш) 2869223 К 631].

Материалы Научной сессии АПН РСФСР, посвященной 300-летию опубликования собрания дидактических трудов Яна Амоса Коменского, (13–14 дек. 1957 г.). – М. : [б. и.], 1959. – [371 А 382].

Панпедия Яна Амоса Коменского / Г. Б. Корнетов // Образоват. технологии. – 2008. – № 1. – С. 27–31 ; № 2. – С. 57–63.

Педагогическая система Яна Амоса Коменского / Б. М. Бим-Бад // Вестн. ун-та Рос. акад. образования. – 2002. – № 4. – С. 87–110.

Прогрессивный характер педагогики Коменского / Р. Альт ; пер. с нем. и примеч. А. И. Пискунова. – М. : Изд-во Акад. пед. наук РСФСР, 1959. – 150 с. : ил. – [371 А 58].

Профильная школа: о преподавании информатики в свете новой трактовки основных принципов дидактики [Я. А. Коменского] / С. М. Окулов, В. Ф. Юлов // Профил. шк. – 2006. – № 4. – С. 10–15. – Библиогр.: с. 15.

Славянские истоки педагогики Я. А. Коменского / Б. Н. Митюров // Педагогика. – 1995. – № 1. – С. 109–113.

Три века Яна Амоса Коменского : худож.-док. повесть / С. В. Смоляницкий. – М. : Дет. лит., 1987. – 207 с. :ил. – [74.0 2416466 С 515].

Человек – культура – общество в концепции Яна Амоса Коменского : материалы междунар. симп. к 400-летию со дня рождения Я. А. Коменского, Москва, 1990 г. / Рос. акад. наук, Ин-т славяноведения и балканистики ; [редкол. Г. П. Мельников (отв. ред.) и др.]. – М. : Река времен, 1997. – 334 с. – Библиогр.: с. 159–160, 251. – [74.0 2796784 Ч–391].