Дальневосточная государственная научная библиотека
Основана в 1894 году

«Воздух чужбины не возбуждает во мне вдохновения, потому что я русский…»
к 125-летию С. С. Прокофьева

Он посвятил всё своё творчество пылкой и благородной борьбе за правду в искусстве. В этом, без сомнения, была самая существенная черта его облика. Эта безупречная честность – лучшее достоинство человека и художника.  

                                                                                                                 Ж Орик

Прокофьев – творческое явление колоссального размаха. Вот искусство, которого жаждет наша действительность, – искусство дерзкое, волевое, сильное и вместе с тем заразительно радостное, простое и здоровое. В нём поет стихия света и тепла, в нём претворилась солнечная энергия и звучит неискоренимая тяга к жизни и к борьбе за неё.

                                                                                     Игорь Глебов (Б. Асафьев)

 

Сергей Сергеевич ПРОКОФЬЕВ, выдающийся композитор, пианист и дирижер, один из тех, кто составил славу русского искусства XX века, родился 11 (23) апреля 1891 года в селе Сонцовка (ныне село Красное Донецкой области) в семье управляющего имением. Его первыми музыкальными впечатлениями были как крестьянские напевы и наигрыши, так и музицирование матери — пианистки, отличавшейся хорошим вкусом и ставшей его первой музыкальной наставницей. Уже в пять лет мальчик написал свою первую пьесу, а в девять, после поездки в Москву и посещения Большого театра, сочинил оперу «Великан» на собственное либретто. Поняв, что способности ребенка незаурядны и требуют серьезного отношения, родители пригласили в Сонцовку композитора Р. М. Глиэра, который в течение летних месяцев давал мальчику уроки сочинения. К тринадцати годам, когда Прокофьева повезли в Петербургскую консерваторию, он обладал уже немалым творческим багажом. В 1909 году он окончил композиторский факультет консерватории (классы А. К. Лядова — композиция — и Н. А. Римского-Корсакова — инструментовка) и поступил на фортепианный факультет, который окончил в 1914 году (профессор А. Н. Есипова).

Уже в эти юные годы Прокофьев имеет репутацию музыкального хулигана: его музыка отличается дерзостью выразительных средств, «варваризмами». Так, Первый фортепианный концерт называли «футбольным» за четкую ритмику, ударные сухие звучания. В 1914 году Дягилев обращается к Прокофьеву с предложением сотрудничества. Балет — «Сказка про шута, семерых шутов перешутившего» (1915) — был поставлен труппой Дягилева в 1921 году. Еще до премьеры балета Прокофьев создает две оперы — «Игрок» по Достоевскому и «Любовь к трем апельсинам» по К. Гоцци, Классическую симфонию, Третий фортепианный и Первый скрипичный концерты. Во всех этих произведениях обнаруживается яркий, самобытный и дерзкий стиль — стиль музыки нового века, нового поколения. Не удивительно, что старшее поколение музыкантов, как правило, относится к творчеству Прокофьева резко критически.

В 1918 году композитор выезжает за рубеж. Официально это гастроли, но продолжаются они до 1933 года; он пишет музыку и концертирует в США, Германии, Франции. В Париже сближается с Онеггером, Мийо и Пуленком. Для Дягилева пишет балеты «Стальной скок» (1925), «Блудный сын» (1928), «На Днепре» (1930). Появляется и множество сочинений более мелких жанров — инструментальных и вокальных: сонаты, фортепианные пьесы, романсы, камерно-инструментальные ансамбли. В 1927, 1929 и 1932 годах Прокофьев приезжает с гастролями в СССР, но неизменно возвращается на Запад. Лишь в 1933 году возникает решение постоянно поселиться в Москве (ему предложили профессорство в Московской консерватории). По-видимому, избалованный всемирным признанием, композитор решил, что сможет жить на родине так, как сам захочет, — будет выезжать на гастроли за рубеж, писать то, что пожелает. Однако он жестоко ошибся. Первые пять лет (до 1938 года) гастроли еще продолжались, но затем выезд ему был запрещен. Резко изменилась тематика творчества, отчасти — и музыкальный язык. Появляются такие сочинения, как оперы «Семен Котко»(1940) — о гражданской войне на Украине, «Война и мир» — как «социальный заказ» на события Великой и т. п. Конечно, наряду с этими уступками господствующей идеологии создаются и другие сочинения: опера «Обручение в монастыре» (1940), балеты «Ромео и Джульетта» (1935-1936), «Золушка» (1940-1944), «Сказ о каменном цветке» (1948-1950), симфонии, увертюры, инструментальные концерты, фортепианные пьесы.

Ни мировое признание, ни тематические уступки не спасли композитора от психологических репрессий. Как и Шостаковича, его причислили к столпам формализма и подвергли жестокой критике в 1948 году. Возможно, именно эти преследования подорвали здоровье композитора. Он скончался в Москве 5 марта 1953 года, в один день со Сталиным; это определило полное умолчание скорбной даты — на фоне общей официальной скорби кончина одного из крупнейших композиторов XX века прошла практически незамеченной.

Прокофьев о Прокофьеве: дневники, письма, воспоминания, фото

Прокофьев С. С. Автобиография / С. Прокофьев ; [предисл. Н. Савкина послесл., коммент. М. Козлова]. – Москва : Классика-XXI, 2007. – 520 с. – Указ. имен: с. 496-512. – Указ. соч. С. С. Прокофьева: с. 513-519.
  «Если бы я был не композитором, я, вероятно, был бы писателем...», – признался как-то Сергей Прокофьев.
  В гигантской по объёму письменной и устной «прокофьевиане» есть работы, талантливо и увлекательно излагающие биографию великого русского музыканта, умно и тонко разбирающие особенности его творчества.
   Но лучшее о жизни Прокофьева, о его сложном и необычном внутреннем мире – написано самим Прокофьевым.
Гениальный композитор, оказавший могучее влияние на мировую музыку XX века, выдающийся пианист и дирижёр Сергей Сергеевич Прокофьев обладал также и неповторимо-своеобразным литературным талантом. Так же как в самых ранних, детских пьесках Серёжи Прокофьева (они были непривычно острыми, колючими, «кусачими», и он называл их «собачками») уже проглядывал будущий Прокофьев-новатор, так уже в детских письмах к родным нетрудно разглядеть черты литературного стиля зрелого Прокофьева – острого по языку, точного и лаконичного в характеристиках, полного колючего юмора.
Знаменитая, давно уже ставшая библиографической редкостью «Автобиография» Сергея Прокофьева возвращается к отечественному читателю обновлённой – в ней раскрыты все купюры, осуществлённые в предыдущих изданиях советского периода.

  В «Автобиографии» подробно описаны детские и юношеские годы композитора, а дальнейшее повествование продолжено автором в другой книге – легендарных Дневниках. Вместе они составляют своеобразную «дилогию», по своим литературным качествам вполне способную соперничать с музыкальным творчеством великого мастера. Настоящее издание сопровождено компакт-диском «Прокофьев играет Прокофьева», на котором маэстро предстает в своей третьей – исполнительской – ипостаси.
  «Автобиографию» Сергея Прокофьева по её глубокой содержательности и блеску литературного стиля можно поставить в один ряд с такими шедеврами мемуарной литературы, как знаменитые «Мемуары» Гектора Берлиоза или не менее знаменитая «Летопись моей музыкальной жизни» Н. А. Римского-Корсакова.

  Прокофьев С. С. Детство / С. Прокофьев ; [вступ. ст. И. Нестьева]. – 5-е изд. – Москва : Музыка, 1983. – 194 с.
&nbsp &nbsp «Для маленьких любителей музыки сочиняли многие..., но мало кто уделял этой области творчества столько внимания, столько серьёзных размышлений и сердечного тепла, сколько уделял Прокофьев» писал Д. Кабалевский.
&nbsp &nbsp Видимо желание писать музыку для детей возникло у Прокофьева из его детства.
&nbsp &nbsp «Детство» С. Прокофьева – книга о том, как пробуждался и созревал его музыкальный талант, как постепенно из маленького озорника рождался большой и мудрый художник. С подлинным литературным блеском и тонким юмором рассказал он о том далеком времени, когда жил в украинской деревне Сонцовке. Написав книгу в зрелом возрасте, автор как будто заново, всерьёз, с азартом переживает смешные и вовсе не шуточные радости и огорчения мальчишеской жизни – от шишки, набитой на лбу, до первых музыкальных успехов. Все события той далёкой поры вспоминаются композитором с удовольствием.
&nbsp &nbsp Воспоминания Прокофьева легко читаются. В них воскрешена уже ушедшая в прошлое эпоха русской музыкальной жизни, показано во всех деталях постепенное вхождение гениально одарённого ребенка к высотам искусства. Основные мысли книги доступны любому, даже самому юному читателю.
&nbsp &nbsp В приложении – воспоминания матери композитора о его детстве, а также воспоминания его учителя – Р. М. Глиера о том же периоде.
&nbsp &nbsp В фотографическом приложении – цветные фото сцен из опер и балетов С. С. Прокофьева.

  С. С. Прокофьев : материалы, документы, воспоминания / [сост., ред., примеч. и вступ. ст. С. И. Шлифштейна]. – Москва : Музгиз, 1956. – 468 с., 24 л. ил., нот. ил. : нот. ил. – Указ. произв. С. С. Прокофьева: с. 347-427.

  О жизни и творчестве Прокофьева будут написаны специальные исследования, подробно освещающие путь большого художника. Путь этот не был лёгким. Смелый новатор, всю жизнь отвергавший проторённые дороги в искусстве, Прокофьев шёл зачастую против установившихся вкусов. Его произведения, многие из которых вошли в сокровищницу мировой музыкальной культуры, при своём появлении вызывали, как правило, или искреннее недоумение или резкую критику. Сам композитор писал: «Кардинальным достоинством (или, если хотите, недостатком) моей жизни всегда были поиски оригинального, своего музыкального языка. Я ненавижу подражание, я ненавижу избитые приёмы…».
 Данный сборник был одним из первых изданий, посвящённых жизни и творчеству С. С. Прокофьева.
 Из шести разделов представленного сборника первые три отведены публикации литературного наследства композитора (автобиографические материалы, статьи и рецензии, извлечения из переписки с Н. Я. Мясковским); следующие два – высказываниям и воспоминаниям о Прокофьеве выдающихся деятелей советского искусства и других лиц, близко соприкасавшихся с ним в различные периоды его жизни; последний раздел содержит хронологический указатель всех сочинений Прокофьева от самых первых, относящихся к годам детства, до самых последних, включая сюда и замыслы, осуществить которые помешала ему смерть.

 Прокофьев С. С. Прокофьев о Прокофьеве : статьи и интервью / С. С. Прокофьев ; [сост., текстол. ред. и коммент. В. П. Варунца]. – Москва : Совет. композитор, 1991. – 285 с.

Первая научная публикация литературного наследия С. С. Прокофьева, охватывающая период с 1913 по 1953 годы. Это попытка собрания и научного издания публицистики композитора. В книге использованы впервые публикуемые материалы из его архива. Сборник снабжен справочно-библиографическим аппаратом и комментариями. Издание приурочено к 100-летию со дня рождения С. С. Прокофьева.

Сергей Прокофьев, 1891-1991 : дневник, письма, беседы, воспоминания / [ВНИИ искусствознания ; сост. Тараканов М. Е.]. – Москва : Совет. композитор, 1991. – 315 с.

На основе документов, до 1991 год хранящихся в архивах государственных ведомств, либо находившихся в руках частных лиц, рассматривается вопрос как о причинах возвращения Прокофьева в Советский Союз, так и о подлинном отношении композитора к тому, что происходило на его Родине в годы сталинской диктатуры.

Сергей Прокофьев : письма, воспоминания, статьи : к 110-летию со дня рождения : [сборник / ред.-сост.: М. П. Рахманова]. – 2-е изд. – Москва : Гос. центр. музей музык. культуры им. М. И. Глинки, 2007. – 285 с.

Основу переиздаваемой книги составляют документы, хранящиеся в Государственном центральном музее музыкальной культуры им. М. И. Глинки. Издание открывается большой публикацией переписки Прокофьева 1920-х годов, за которой следуют воспоминания о Прокофьеве Д. Р. Рогаль-Левицкого. Также в сборнике можно найти ряд материалов, освещающих отдельные проблемы прокофьевского наследия.

 С. С. Прокофьев : [альбом / сост. и вступ. ст. М. Нестьевой]. – 2-е изд. – Москва : Музыка, 1990. – 159 с. : ил., цв. ил. ; 29 см. – (Человек. События. Время).

Сергей Сергеевич Прокофьев... Классик XX века. Один из корифеев современной музыки. Один из основателей советской композиторской школы. Величайший русский мелодист, чьё искусство дышит могучей жизнеутверждающей силой.
&nbsp &nbsp За этими суждениями – творческая и человеческая жизнь художника, жизнь, исполненная труда и горения, сложностей и противоречий. В нём уживались беспокойство новатора с трезвостью и педантизмом делового человека, необычайная уверенность в себе с безжалостной требовательностью к своей работе, безудержный темперамент с даром самообуздания. Он постоянно играл, лицедействовал, был трепетным лириком и избегал эмоциональных преувеличений.
&nbsp &nbsp Слегка приоткрыв завесу этой интереснейшей судьбы, авторы-составители настоящего альбома попытались на основе богатого иллюстративного материала проследить, как из множества противоположностей рождалось единство, которое мы называем Сергеем Прокофьевым.

Литература о С. С. Прокофьеве

Нестьева М. И. Сергей Прокофьев / М. Нестьева. – Челябинск : Аркаим, 2003. – 232 с., [16] л. ил., портр. – (Биографические ландшафты). – Библиогр.: с. 225. – Указ. имен в конце кн.

О Прокофьеве написано довольно много хороших книг. Их авторы в основном пользовались одними и теми же источниками. И это абсолютно естественно и оправданно при необыкновенной литературной одаренности нашего героя, при его правиле записывать и фиксировать всё, что только можно было записать и зафиксировать, при его гигантской переписке с разными лицами и совершенно потрясающей по всем статьям Автобиографии. Берущийся за эту тему сегодня не может пройти мимо названных источников – лучше всё равно не скажешь. Поэтому в книге много цитат, много оценок музыки Прокофьева, данных им самим и другими крупнейшими музыкантами той эпохи.
&nbsp &nbsp Скромная задача автора заключалась в том, чтобы постараться иногда расставить некоторые другие акценты, касаемые и определённых периодов жизни композитора, и роли его сочинений.

Мартынов И. И. Сергей Прокофьев : жизнь и творчество. – Москва : Музыка, 1974. – 560 с. : ил., нот. ил. ; 20 см. – (Классики мировой музыкальной культуры). – Указ. имен: с. 553-557. – Список лит.: с. 558-559. – Указ. произведений С.С. Прокофьева / сост. Н.И. Баранская: с. 546-552.

В книге рассказывается о жизни и творчестве замечательного советского композитора, пианиста и дирижера Сергея Сергеевича Прокофьева. В анализе сочинений – опер, балетов, симфоний, фортепианных, камерных (вокальных и инструментальных) произведений особое внимание уделено русским национальным истокам прокофьевского творчества. Приложения включают даты жизни и творчества композитора, указатели сочинений и именной список литературы.

Морозов С. А. Прокофьев / С А. Морозов. Москва : Мол. гвардия, 1967. 280 с., 16 л. ил.

Эта книга о жизни и творчестве С. С. Прокофьева едва ли не первая, рассчитанная не на людей, близких музыке, а на широкий круг читателей. Автор не музыковед, а литератор, один из тех слушателей, которые полюбили Прокофьева, ещё когда сам композитор и музыканты-исполнители только начинали знакомить аудиторию с его смелым творчеством.
 Привязанность к прокофьевской музыке с годами укреплялась.
И автору книги хочется поделиться с читателями своей любовью к строптивой музе художника. И пройти с ним по следам жизни и трудов Сергея Сергеевича. Прокофьев композитор вдохновенных порывов; вместе с тем он являет собой и пример великого труженика, предельно методичного, не знавшего и отдыха без труда.
Непросто было найти правильный подход к материалу и выбрать характер изложения книги. Автор придерживался фактов, высказываний и свидетельств людей, близко знавших композитора, чтобы облик С. С. Прокофьева по возможности передать таким, каким он представлялся и представляется современникам великого художника нашей эпохи, одного из замечательнейших людей русского искусства.

 Данько Л. Г. Театр Прокофьева в Петербурге / Л. Данько ; С.-Петерб. гос. консерватория им. Н. А. Римского-Корсакова, Междунар. конкурс им. С. С. Прокофьева. – Санкт-Петербург : Академ. проект, 2003. – 205 с.

Книга посвящена всемирно известному композитору, значительная часть творческого наследия которого связана с музыкальным театром. Сергей Прокофьев (1891– 953) среди немногих своих современников считал оперу «самым могущественным из сценических искусств» и, начиная с 9-летнего возраста отдавал ей явное предпочтение. Самобытный жизнеутверждающий талант Прокофьева сформировался в Петербурге. Именно здесь, в Петербургской консерватории он воспринял традиции русской композиторской школы Н. А. Римского-Корсакова, выдающихся музыкантов и педагогов А. К. Лядова, А. К. Глазунова, А. Н. Есиповой, Н. Н. Черепнина. Именно здесь он постиг высочайшие образцы русской и европейской оперной культуры. По заказу Мариинского театра написал свою первую полнометражную оперу «Игрок» по роману Достоевского. О многообразии творческих дерзаний Прокофьева, о создании своего самобытного театра, впитавшего многовековые традиции и отмеченного самыми яркими приметами современного художественного мышления, о нескольких поколениях замечательных исполнителей и восторженных слушателей, а также о трудностях, которыми нередко сопровождались премьеры его сочинений идет речь в данной книге.

Моррисон С. Лина и Сергей Прокофьевы = Lina and Serge Prokofiev : история любви / С. Моррисон ; [пер. с англ. Г. В. Максимюк]. – Москва : Центрполиграф, 2014. – 381 с.

Книга о Лине Прокофьевой, урожденной Каролине Кодине, – «загадочной, неотразимой, надменной, несносной, кокетливой, капризной, упрямой и… мужественной», была написана музыковедом и профессором Принстонского университета Саймоном Моррисоном, автором нескольких серьёзных книг о творчестве Сергея Прокофьева. Она увидела свет в 2013 году в США.
На основе огромного количества документов автор воссоздал жизнь красивой, умной, образованной женщины, певицы, выступавшей под псевдонимом Лина Любера, жены величайшего композитора XX века Сергея Прокофьева, ценой брака с которым стали восемь лет лагерей.
Книга приоткрывает завесу над малоизвестной частью жизни Сергея Прокофьева и испанской певицы Лины Кодина, ставшей после переезда в СССР в 1936 году Линой Ивановной Прокофьевой. Моррисону удалось получить доступ к архиву зарубежного Фонда Сергея Прокофьева, где хранится, в частности, неопубликованная переписка Лины Прокофьевой с мужем.

Открытые ресурсы Интернет о C.C. Прокофьеве:

Сергей Сергеевич Прокофьев.
http://belcanto.ru/prokofiev.html

Сергей Прокофьев и две его музы.
http://www.liveinternet.ru/users/bo4kameda/post320476027/

Прокофьев Сергей Сергеевич (1891 - 1953).
http://music.e-publish.ru/p55aa1.html

Сайт Фонда Сергея Прокофьева (англ.).
http://www.sprkfv.net/indexin.html

Сергей Прокофьев // Официальный сайт Донецкой государственной музыкальной академии им. С. С. Прокофьева.
http://prokofiev.academy/index.php/ru/glavnaya/sergej-prokofev.

Ноты

Sergei Prokofiev // Musopen
https://musopen.org/ru/sheetmusic/composer/sergei-prokofiev/?page=1

Нотный архив Бориса Тараканова
http://notes.tarakanov.net/composers/p.htm

Список произведений Прокофьева.
http://wiki-linki.ru/Page/556922