20 октября Хабаровскому краю исполняется 82 года. От лица коллектива Дальневосточной государственной научной библиотеки поздравляем жителей края с этим знаменательным событием! В исторических масштабах 82 года — небольшая цифра, но история тех земель, что вошли в состав Хабаровского края, — намного древнее.

Первые люди на территории Дальнего Востока появились в нижнем палеолите примерно 600–400 тыс. лет назад. Около 200 тыс. лет до н. э. возникли поселения древних людей на территории нынешнего Хабаровского края. А освоение русским государством территорий, которые сейчас входят в состав Хабаровского края, началось во второй половине XVII века. Первую экспедицию в земли края, к берегам Тихого океана в 1639–1640 гг. совершил Иван Юрьевич Москвитин, который первый принёс сведения о реке Амур, достиг Охотского моря, открыл его побережье, а также Сахалинский залив. Затем Василий Данилович Поярков в 1643–1646 гг. открыл великую реку Амур и разведал богатства Приамурья. Непосредственно же закрепил эти территории за Россией Ерофей Павлович Хабаров в ходе похода 1649–1653 гг. Благодаря его походам были образованы Нерчинское (в 1655 г.) и Албазинское (в 1682 г.) воеводства русского государства.

Освоение Дальнего Востока встретило сопротивление Китая. Первое военное столкновение России с Китаем состоялось во время экспедиции Ерофея Павловича при обороне Ачинского острога 24 марта 1652 г. А кульминацией войны стала героическая оборона Албазинской крепости — главной базы России в Приамурье. Сначала китайцам удалось 23 июня 1685 г. взять и разрушить слабо укреплённую крепость, но уже 27 августа русские возвращаются и восстанавливают крепость уже по всем правилам западноевропейской фортификации — с земляными валами и бастионами. Осада крепости (с 7 июня 1686-го по 6 мая 1687-го) стала войной на истощение. Оборона Албазина имела огромное значение, она заставила Цинский Китай отказаться от своих претензий на другие русские земли, но продвижение на Дальний Восток для русских стало закрытым на 160 лет.

В 1847 г. на должность Иркутского и Енисейского генерал-губернатора и командующего войсками в Восточной Сибири был назначен самый молодой губернатор в России — 38-летний генерал-майор Н. Н. Муравьёв.  Он внимательно изучил историю «амурского» вопроса и решил поручить командиру военного транспорта «Байкал» капитан-лейтенанту Г. И. Невельскому обследовать побережье Сахалина. Экспедиция увенчалась полным успехом. В ходе экспедиций 1849–1855 гг. Россия присоединила к себе земли в низовьях Амура, остров Сахалин и Уссурийский край. Юридически же эти земли войдут в состав России после заключения Айгунского (1858 г.) и Пекинского (1860 г.) договоров.

Как ни странно, но Амурская экспедиция сначала не пользовалась популярностью и поддержкой в правительстве. И, несмотря на блестящий успех первой экспедиции Невельского в 1949 г., впредь было запрещено продолжать исследование региона. Однако Г. И. Невельской, вернувшись на Дальний Восток, продолжает исследование, основывает Николаевский пост и у этого поста, на мысе Куегда, 1 августа 1850 г. поднимает русский военный флаг, объявляя о присоединении Амурского края к России. Гнев Петербурга не заставил себя ждать, и в декабре 1850 г. Невельской был спешно вызван на заседание Особого комитета по обвинению в превышении своих полномочий. Комитет осудил поступок Невельского и постановил: «Разжаловать его в матросы с лишением всех прав состояния, а поставленные им на Амуре посты снять, упразднить». Только личное обращение Н. Н. Муравьёва к царю исправило ситуацию, и на докладе по этому вопросу Николай I собственноручно написал: «Где раз поднят русский флаг, там он опускаться не должен».

Во время Крымской войны (1854–1856 гг.) было необходимо как можно быстрее закрепить ничейные дальневосточные земли, пока их не колонизировали враги России — французы и англичане. Хотя основной театр боевых действий проходил в европейской части России, на Дальнем Востоке удалось дать достойный отпор захватчикам, несмотря на их численное и огневое превосходство.

B конце XIX века в России решено было начать более активное заселение и дальневосточных территорий. Для этой цели в 1884 г. была создана новая административная единица — Приамурское генерал-губернаторство. Первым генерал-губернатором Приамурья стал генерал-адъютант барон А. Н. Корф. Официальной резиденцией генерал-губернатора стала Хабаровка. Название «Хабаровск» город получил в 1893 г.

Жизнь переселенцев на новых землях была неспокойна. Их постоянно беспокоили хунхузы — китайские разбойники, грабившие местное население, что, в конце концов, привело к «манзовским» войнам 1867–1868 гг., только после их окончания удалось установить мирную жизнь в регионе.

Всего на просторах Приамурья (территория Амурской и Приморской областей) проживало около 41 тысячи русских, которых было ещё очень мало, но гораздо больше, чем проживало на этой территории китайцев, гиляков, орочей, удэгейцев, ульчей и других коренных народов. К опасностям, подстерегающих новосёлов, кроме хунхузских банд и беглых каторжников, прибавлялись и опасности естественные, например, от тигров, медведей, рысей. Летом жизнь становилась невыносимой от множества гнуса и комаров. Путь в Приамурье был сопряжён с немалыми трудностями, и переселенцам приходилось терпеть болезни, падёж скота. Слухи о тяжёлых условиях переселения распространились среди западных губерний, и приток переселенцев резко снизился.

Только постройка сквозной железной дороги, проходящей через всю Сибирь, могла решить вопрос о дальнейшем освоении Дальнего Востока. В феврале 1891 г. вышел указ о строительстве «сплошной через всю Сибирь железной дороги» от Челябинска до Владивостока. Весной 1891 г. началось строительство Южно-Уссурийской железной дороги протяжённостью 764 км, которое возглавил инженер О. П. Вяземский. Магистраль должна была соединить Владивосток с Хабаровкой. 1 (14) ноября 1897 г. Уссурийская железная дорога с 39 станциями и разъездами была сдана в эксплуатацию. Теперь от Хабаровска до Владивостока можно было без всяких проблем добраться за два дня. Завершающим объектом в строительстве Транссибирской магистрали стало возведение Амурского моста на 19 опорах длиной 2 600 м по проекту профессора JI. Д. Проскурякова и инженера Г. П. Передерия. Этот мост, по тем временам второй в мире по длине, был построен в рекордно короткий срок: за 3 года и 3 месяца. Проект в 1908 г. был удостоен золотой медали в Париже наряду с проектом башни Эйфеля. 5 октября 1916 г. железнодорожный мост через Амур был открыт для постоянного движения. Россия теперь была связана железнодорожным сообщением на своей территории от Балтики до Тихого океана. Французская газета «Ла Франс» писала: «После открытия Америки и сооружения Суэцкого канала история не отмечала события более выдающегося и более богатого прямыми и косвенными последствиями, чем постройка Сибирской дороги».

ХХ в. был ознаменован событиями общемирового масштаба, и Дальний Восток сыграл в них немалую роль. Советская власть здесь была провозглашена 12 декабря 1917 г. Однако 5 апреля во Владивостоке высадились интервенты, и к декабрю 1918 г. их количество в Сибири и на Дальнем Востоке составило порядка 150 тыс. человек. Интервентами были поддержаны «белые» правительства. Так, в Забайкалье правил 28-летний атаман Забайкальского Казачьего Войска Г. М. Семёнов. А в Хабаровске —атаман Уссурийского казачьего войска есаул И. М. Калмыков. Бесчинства атаманов, опирающихся на поддержку иностранцев, не могли не вызвать ответных действий со стороны разрастающихся партизанских отрядов, действия которых оказались успешными. В марте 1920 г. советская власть была восстановлена. Это вызвало противодействие со стороны Японии — в ночь на 5 апреля 1920 года японские войска начали вооружённые выступления во Владивостоке, в Никольске-Уссурийском, Хабаровске, Шкотове, Спасске. Эти выступления сопровождались значительными жертвами среди местного населения. В одном только Хабаровске погибло около 2,5 тыс. человек.

Для предотвращения военного столкновения Советской России с Японией и решения задачи мирной ликвидации интервенции на территории Забайкалья, Амурской и Приморской областей 6 апреля 1920 г. была создана Дальневосточная республика (ДВР). В 1921 г. Япония, не сумев дипломатическим путём подчинить своему влиянию Дальневосточную республику, в 1921 г. предприняла шаги по активизации боевых действий белых войск. Действия Народной революционной армии Дальневосточной республики, поддержанные красными партизанскими отрядами, привели к победе в Волочаевской операции и освобождению Хабаровска, взятию Спасска, вступлению во Владивосток. 15 ноября 1922 г. Дальневосточная республика была преобразована в Дальневосточную область РСФСР.

С воссоединением Дальнего Востока со страной начались процессы реорганизации промышленности, транспорта, сельского хозяйства. Открылись новые учебные заведения. Были основаны такие города, как Комсомольск-на-Амуре, Биробиджан. Открывались заводы и фабрики, развивалась транспортная сеть. В результате чего развернулись процессы реорганизации промышленности, транспорта, сельского хозяйства. Открылись новые учебные заведения. Открывались заводы и фабрики, развивалась транспортная сеть. С 1933 г. в Хабаровске начали принимать радиопередачи из Москвы, а в 1936 г. была завершена прокладка телефонной линии Москва — Дальний Восток. Продолжалось переселение в край из центральных районов страны. К 1939 г. население Дальневосточного края увеличилось до 2,5 млн человек. 20 октября 1938 г. Указом Президиума Верховного Совета СССР Дальневосточный край был разделён на Хабаровский и Приморский.

11 мая 1939 г. на реке Халхин-Гол состоялось пограничное сражение с японскими захватчиками, и к 16 сентября 1939 г., совместно с монгольской армией, советские войска разгромили японские силы, что продемонстрировало мощь Советской армии на Дальнем Востоке и заставило Японию отказаться от захватнических планов нападения на СССР.

В годы Великой Отечественной войны дальневосточники внесли большой вклад в Победу, выпуская военную технику, оружие — Хабаровский № 106 завод им. Молотова выпускал противотанковые орудия и минометы, № 105 завод им. Кагановича производил ремонт танков и бронемашин, № 83 завод им. Горького выпускал запчасти и агрегаты для самолётов Ил-4. На заводах в Комсомольске-на-Амуре выпускались аккумуляторы для подводных лодок и танков, производился ремонт подлодок, выпускались фугасные бомбы, ремонтировались самолёты для Дальневосточного фронта.

На Дальнем Востоке была поставлена точка во Второй мировой войне. 9 августа 1945 г. началась Маньчжурская наступательная операция под командованием маршала А. М. Василевского, в ходе которой была разгромлена миллионная Квантунская армия.

Главная гордость любого края — его люди. Хабаровская земля полнится выдающимися личностями. Это участники и герои войны, например, Пассар Максим Александрович, Клипель Владимир Иванович, Кожевников Борис Аркадьевич и многие другие. Это и представители научной сферы, такие как: Константинов Анатолий Алексеевич — доктор медицинских наук, исследователи Дальнего Востока — Арсеньев Владимир Клавдиевич, Окладников Алексей Павлович, Дубинина Нина Ивановна. Писатели, такие как: Наволочкин Николай Дмитриевич, Сысоев Всеволод Петрович. Спортсмены: Лебединский Андрей Анатольевич, Чепалова Юлия Анатольевна, Скобрев Иван Александрович. А также деятели культуры: Захаров Вячеслав Трофимович — народный артист России, музыкант, российский альт-сопрано-саксофонист, один из первых джазменов Хабаровска, Маслакова Татьяна Владимировна — ведущая актриса Хабаровского краевого музыкального театра, Гримм-Кислицына Зея Петровна — заслуженная артистка РСФСР. Это далеко не полный список ярких представителей Хабаровского края. В этом можно убедиться, ознакомившись с нашим электронным ресурсом «Край замечательных людей», который находится на сайте ДВГНБ (https://www.fessl.ru/resources/elektronnye-resursy/local-lore/kraj-zamechatelnykh-lyudej).

На сегодняшний день, площадь Хабаровского края составляет 787 633 км².  Население — 1 315 643 человека. Хабаровский край включает в себя 2 городских округа и 17 муниципальных районов, 5 внутригородских районов, 17 районов, 1 город районного значения, 6 городов краевого значения, 18 рабочих посёлков, 412 сельских населённых пунктов. Несмотря на все трудности и испытания, наш край продолжает движение вперёд, с оптимизмом смотря в будущее.

Авторы новости Фирстов Алексей Леонидович, комплектование, библиотекарь 2 категории.
Киреев Илья Сергеевич, комплектование, библиотекарь.