Главная / Музейные экспонаты / Вяземский краеведческий музей им. Н. В. Усенко
Вяземский краеведческий музей им. Н. В. Усенко
В этом разделе дана краткая история заселения Вяземского района и г.
Вяземского. Представлены фотографии, предметы быта, личные вещи,
орудия труда, использовавшиеся переселенцами.
Для большей визуализации событийных моментов материал также
представлен в формате видеоэкскурсий.
Экспонаты и текст для раздела предоставлены Вяземским
краеведческим музеем им. Н.В. Усенко.
Первыми поселениями на территории Вяземского района стали казачьи станицы (Кукелево, Венюково и др), расположившиеся по р. Уссури на расстоянии 15-20 км одна от другой с расчётом дневной перевозки почты.
Вслед за казаками на Амур потянулись крестьяне из различных губерний
Российского государства. Заселение Хабаровского округа крестьянами (в том
числе и Вяземской волости) началось лишь в середине 90-х годов ХIХ века.
Особенно активно переселение осуществлялось в начале ХХ века в связи с
проведением аграрной столыпинской реформы.
Активному переселению людей рабочих профессий и инженерных
специалистов в Вяземский район из других областей России способствовало
строительство Уссурийской железной дороги, как части Транссибирской
железнодорожной магистрали (между Хабаровском и Владивостоком). 16
сентября 1897 года из Хабаровска во Владивосток прошел первый поезд.
Город Вяземский назван в честь талантливого русского инженера Ореста
Полиеновича Вяземского (1839–1910), который к началу постройки
Уссурийской железной дороги уже был инженером путей сообщения с
большим производственным опытом. За период своей деятельности О.П.
Вяземский много сделал для Уссурийской железной дороги: сократил путь на
17 км, отвел железную дорогу от затопляемых мест, снизил расходы более
чем на два миллиона золотых рублей и завершил строительство за 6,5 лет
вместо семи. Покидая Уссурийский край 8 июня 1898 года, Вяземский
получил от Приамурского генерал-губернатора Н. И. Гродекова телеграмму,
заканчивающуюся словами: «Ваше имя и имена инженеров-строителей
навеки закреплены в названиях станций и будут чтиться подобно именам
лиц, содействовавших закреплению Амурского края за Россией».
Проектное название станции Вяземская на 1894 год было Медвежья, по медвежьим местам, среди которых она находилась. В 1895 году на станции Вяземская (Медвежья) окончено вчерне пассажирское здание, пассажирская и товарная платформы, 10 жилых домов. Здание для пассажиров – вокзал – появилось одним из первых. Это было деревянное строение, которое прослужило несколько десятилетий.
Начали заселять станцию Вяземская железнодорожные рабочие, а для
охраны железной дороги возле станции были поселены семьи уссурийских
казаков. В 1900 году здесь был образован казачий посёлок Гленовский.
Первые поезда водили солдаты железнодорожного батальона, они же были
стрелочниками и слесарями по ремонту локомотивов.
Разовый служебный билет 3 класса № 327694, Китайская Восточная железная дорога. Выдан осмотрщику вагонов М. Иващенко с женой на проезд от ст. Маньчжурия до ст. Вяземская от 2 августа 1917 г.
Свидетельство юбилейное об окончании Вяземского двухклассного училища, выданное Усенко Василию Васильевичу.1912 г.
Первый храм в Вяземском строился с 1898 по 1901 год на средства из
благотворительного фонда имени Александра 3 и пожертвованные пять
тысяч рублей М.О. Тепловой, вдовы полковника, о чём свидетельствует
архивная справка от 30. 12 . 96 г. за №7. «При станции Вяземской церковь-
школа сооружена во имя святого Николая-Чудотворца и преподобной Марии
благодаря пожертвованию 5 тысяч рублей, сделанным известной
благотворительницей, ныне умершей вдовы полковника Тепловой М.О.». В
1924 году здание церкви было отдано под клуб.
В 1904 году в Вяземском открылась школа для обучения детей
железнодорожников, она называлась « 3-х классная церковно-приходская
школа Его Императорского Величества». В 1916 году было построено
второе здание школы.