Главная  /  Музейные экспонаты  /  Вяземский краеведческий музей им. Н. В. Усенко

Вяземский краеведческий музей им. Н. В. Усенко

ИллюстрацияВ этом разделе дана краткая история заселения Вяземского района и г. Вяземского. Представлены фотографии, предметы быта, личные вещи, орудия труда, использовавшиеся переселенцами.

Для большей визуализации событийных моментов материал также представлен в формате видеоэкскурсий.

Экспонаты и текст для раздела предоставлены Вяземским краеведческим музеем им. Н.В. Усенко.

Видеоэкскурсия

Первыми поселениями на территории Вяземского района стали казачьи станицы (Кукелево, Венюково и др), расположившиеся по р. Уссури на расстоянии 15-20 км одна от другой с расчётом дневной перевозки почты.

Вслед за казаками на Амур потянулись крестьяне из различных губерний Российского государства. Заселение Хабаровского округа крестьянами (в том числе и Вяземской волости) началось лишь в середине 90-х годов ХIХ века. Особенно активно переселение осуществлялось в начале ХХ века в связи с проведением аграрной столыпинской реформы.

Самовар. Россия. г. Тула
Вторая половина XIX века.

Туесок берестяной для хранения и переноски жидкостей. Изготовлен в 1928 г.

Лапти плетеные из лыка.
Первая половина ХХ в.

Гребень для расчесывания шерсти.

Активному переселению людей рабочих профессий и инженерных специалистов в Вяземский район из других областей России способствовало строительство Уссурийской железной дороги, как части Транссибирской железнодорожной магистрали (между Хабаровском и Владивостоком). 16 сентября 1897 года из Хабаровска во Владивосток прошел первый поезд.

Город Вяземский назван в честь талантливого русского инженера Ореста Полиеновича Вяземского (1839–1910), который к началу постройки Уссурийской железной дороги уже был инженером путей сообщения с большим производственным опытом. За период своей деятельности О.П. Вяземский много сделал для Уссурийской железной дороги: сократил путь на 17 км, отвел железную дорогу от затопляемых мест, снизил расходы более чем на два миллиона золотых рублей и завершил строительство за 6,5 лет вместо семи. Покидая Уссурийский край 8 июня 1898 года, Вяземский получил от Приамурского генерал-губернатора Н. И. Гродекова телеграмму, заканчивающуюся словами: «Ваше имя и имена инженеров-строителей навеки закреплены в названиях станций и будут чтиться подобно именам лиц, содействовавших закреплению Амурского края за Россией».

О. П. Вяземский, начальник строительства Уссурийской железной дороги.

Во время строительства Уссурийской железной дороги.

Первостроители Уссурийской железной дороги.

Проектное название станции Вяземская на 1894 год было Медвежья, по медвежьим местам, среди которых она находилась. В 1895 году на станции Вяземская (Медвежья) окончено вчерне пассажирское здание, пассажирская и товарная платформы, 10 жилых домов. Здание для пассажиров – вокзал – появилось одним из первых. Это было деревянное строение, которое прослужило несколько десятилетий.

Вид ст.Вяземской, конец ХIХ века.

Вокзал ст. Вяземская, конец ХIХ века.

Вокзал ст. Вяземской, 1910 - 11 годы .

Начали заселять станцию Вяземская железнодорожные рабочие, а для охраны железной дороги возле станции были поселены семьи уссурийских казаков. В 1900 году здесь был образован казачий посёлок Гленовский.

Первые поезда водили солдаты железнодорожного батальона, они же были стрелочниками и слесарями по ремонту локомотивов.

Машинист Коваленко Василий Николаевич, 1912 г.

Логачев Н.И., машинист ст. Вяземская, 1912 г.

Шиханов В.П., кондуктор Уссурийской железной дороги.

Горбач Федор Игнатьевич, медник депо ст. Вяземская. Нач. ХХ в.

Учебная команда телеграфистов 1-го Уссурийского железнодорожного батальона. ГАХК.

Разовый служебный билет 3 класса № 327694, Китайская Восточная железная дорога. Выдан осмотрщику вагонов М. Иващенко с женой на проезд от ст. Маньчжурия до ст. Вяземская от 2 августа 1917 г.

Свидетельство юбилейное об окончании Вяземского двухклассного училища, выданное Усенко Василию Васильевичу.1912 г.

Рабочие депо ст. Вяземская, 1914-1915 гг.

Первый храм в Вяземском строился с 1898 по 1901 год на средства из благотворительного фонда имени Александра 3 и пожертвованные пять тысяч рублей М.О. Тепловой, вдовы полковника, о чём свидетельствует архивная справка от 30. 12 . 96 г. за №7. «При станции Вяземской церковь- школа сооружена во имя святого Николая-Чудотворца и преподобной Марии благодаря пожертвованию 5 тысяч рублей, сделанным известной благотворительницей, ныне умершей вдовы полковника Тепловой М.О.». В 1924 году здание церкви было отдано под клуб.

В 1904 году в Вяземском открылась школа для обучения детей железнодорожников, она называлась « 3-х классная церковно-приходская школа Его Императорского Величества». В 1916 году было построено второе здание школы.

Церковь на ст. Вяземской,
начало ХХв.

Церковно-приходская школа ст. Вяземская. Построена в 1897 г.

-->