Главная / Музейные экспонаты / Музей истории города Хабаровска
Музей истории города Хабаровска
В этом разделе дана краткая история заселения города Хабаровска,
представлены предметы быта, личные вещи, орудия труда,
использовавшиеся переселенцами, которые дают возможность
виртуально прикоснуться к истории заселения амурской земли.
Для большей визуализации событийных моментов материал также
представлен в формате видеоэкскурсий.
Экспонаты и текст для раздела предоставлены Музеем истории города
Хабаровска.
До середины XIX века месторасположение нынешнего Хабаровска, в соответствии с Нерчинским договором находилось на нейтральной территории, не разграниченной между Цинской империей и Россией. После подписания Айгунского (1858) и Пекинского (1860) договоров границы владений были определены. Началось активное заселение Амура на российской территории. Процесс ускорился после 26 марта 1861 года, когда были провозглашены «Правила для переселения русских и иностранцев в Амурской и Приморской областях Восточной Сибири». Эти земли объявлялись правительством открытыми для заселения «крестьянами, не имеющими земли, и предприимчивыми людьми всех сословий, желающими переселиться за свой счет».
Всем переселяющимся в регион отводились свободные участки казенной земли во временное пользование или в полную собственность: желающим селиться целым обществом, которое должно было состоять не менее чем из 15 семейств, отводился сплошной участок земли, не более 100 десятин на каждое семейство, в 20-летнее бесплатное пользование. Они навсегда освобождались от подушной подати и на 10 лет - от рекрутской повинности. С небольшими изменениями эти правила соблюдались до начала двадцатого века.
С надеждой на новую землю и на те льготы, которые государство предоставляло переселенцам, на Дальний Восток устремились крестьяне Полтавской, Тамбовской, Орловской, Самарской, Воронежской, Таврической и других губерний. Наибольшее число переселенцев на Амур дали Полтавская и Тамбовская губернии.
Решившись на переезд в Приамурье, переселенец оформлял необходимые документы: увольнительный приговор сельского общества, копию с ревизских сказок (списков податного населения) и посемейный рекрутский список.
Переселенцы грузили на телеги свое имущество (сундуки, корыта, прялки, домашний инвентарь, чугунки, подвесные люльки), запас продуктов (зерно, крупу, муку в мешках, а в бочках - соленое сало, огурцы, капусту), привязывали к телегам коров, лошадей и трогались в дальний путь.
В Сретенске (Забайкалье) грузились либо на казенные барки и плоты, либо на собственные, купленные самостоятельно или на общество, «в складчину», и по реке Шилке, а затем по Амуру производили сплавы, основывая новые поселения и селясь в уже существующих в т.ч. в Хабаровке и ее окрестностях.
Благодаря очень удобному расположению в месте слияния рек Амур и Уссури, Хабаровка начала очень быстро развиваться. Вслед за военными поселенцами и казаками, начали прибывать и крестьяне — среди них были уроженцы Забайкалья, Оренбургской, Пермской, Казанской, Курской, Нижегородской, Киевской, Бессарабской и Рязанской губерний.
Вот как описывает свои впечатления о Хабаровке во время поездки по Амуру в 1860 году этнограф и путешественник С. В. Максимов: «... Там, где Уссури встречается с Амуром … устье обеих рек замечательно широко и многоводно; слияние их обозначилось вначале огромным откосом, замечательной величины мелью; фарватеры обеих рек прижимаются к противоположным берегам (уссурийский к правому, амурский к левому берегу); круто обрывистая скала служит разделом вод и той и другой реки. Около этой-то скалы и по ее отклонам (...) выстроилось новое казенное селение, носящее имя первого храброго завоевателя Амурского края — Хабарова.
Застроенная исключительно домами казенного штаба (в виде крупных казарм и мелких домов для семейных), Хабаровка с реки поражает замечательною оригинальностью постройки и самого вида. Благодаря естественному строению Хабаровской горы, разбившейся на две-три террасы, и отчасти предусмотрительности строителей Хабаровка выстроена именно таким образом, что ни одно строение ее, как бы они ничтожно и некрасиво ни было, не прячется от глаз, не скрывается одно за другим.
Во всяком случае Хабаровку должны мы отнести к числу лучших, красивейших мест по всему долгому течению Амура, и готовы, пожалуй, признать за нею все выгоды и преимущества для того, чтобы селению этому со временем превратиться в город».
    Коренные народы Приамурья: нанайцы (гольды); нивхи; негидальцы; орочи; удегейцы; ульчи; эвенки; эвены жили оседло, но в их расселении не было резких границ. Происходило влияние народов друг на друга и проникновение элементов их культур, таких как техника изготовления предметов быта, её орнаментации. Особенно тесными были связи между народами, жившими по течению самого Амура: между нанайцами, ульчами, нивхами, эвенками.
    Основными видами промысла были рыболовство и охота. Также занимались собирательством и животноводством. Схожим был и быт разных коренных народов. Они жили в небольших деревнях в несколько хижин. Женщины занимались различными ремёслами: плели из бересты, ткали ковры, шили одежду, изготавливали украшения…
    Неотъемлемую часть жителей этой территории составляли выходцы из Китая и Кореи. В Хабаровке (с 1893 года Хабаровск) возникла и стремительно развивалась Китайская слобода, с 1882 г. существовало китайское торговое общество города. Традиционные китайские суда – джонки – постоянно плавали по Амуру и Сунгари между Хабаровском и приграничными районами Цинской империи. Китайскими переселенцами было организовано много мелких предприятий в городе – торговые, сапожные, слесарные и т.д.
    Возникла в городе и корейская диаспора. Корейцы стали переселяться на Дальний Восток с 1863 г. в 1890-х гг. получили российское подданство. В Хабаровске рядом с железнодорожным вокзалом образовалась Корейская слободка, просуществовавшая до 30-х годов.
    В силу исторических причин и многолетнего проживания рядом друг с другом их традиционные культуры часто пересекались и имеют немало общих черт, равно как и самобытных, особенных для каждого народа.
    Одним из характерных занятий для китайских переселенцев были производство и торговля керамической и фарфоровой посудой традиционных форм. В частности, это были пиалы для употребления риса – основной с/х культуры Азии. При изготовлении их часто украшали сюжетами и элементами традиционной китайской живописи – растения, цветы и птицы, каллиграфия.
   Основным занятием для корейских переселенцев было земледелие. Отражением их традиций было использование плуга-плоскореза специфической конструкции с железным лемехом, что позволяло бережно относиться к почве и эффективно использовать ее ресурсы. Одним из характерных занятий того времени было выращивание табака и изготовление специальных трубок для его курения. Они часто украшались традиционным орнаментом, а иногда и зооморфными и даосскими сюжетам.
    Все группы переселенцев жили рядом друг с другом, сохраняя свой традиционный уклад в быту и комплекс материальной культуры, отличающий их друг от друга.
Лемех
Лемех (кор. посып) от традиционного корейского плуга-плоскореза (кор. чэнги). Предмет использовался для сельскохозяйственных работ корейскими переселенцами в Приамурье и Приморье.
Страна: Корея
Время: XIX-начало XX вв.
Курительная трубка
Трубка обычно состояла из трех частей: чашечки, центральной части и мундштука. Предмет использовался для курения табака на территории Приамурья, Приморья среди коренного населения, китайских и корейских переселенцев.
Страна: Китай
Время: XIX-серединаXX вв.
Пуговица
Пуговицы использовались как элемент традиционной одежды китайскими переселенцами в Приамурье. Их особенность – использование европейских фабричных способов производства и традиционных сюжетов китайской культуры (животные, растения, пейзажи, каллиграфия и т.д.).
Страна: Китай
Время: XIX-середина XX вв.
Топор
Топор – традиционный инструмент в быту и хозяйстве азиатских переселенцев (китайцев и корейцев). На тыльной стороне часто имелось клеймо мастер, изготовившего топор.
Страна: Китай
Время: XIX-середина XX вв.
Пиала
Пиала традиционной формы использовалась азиатскими переселенцами и для еды (обычно рис, овощи, мясо) и для питья (чай). Предметы этой категории делали из керамики, фаянса либо фарфора. Поверхности часто украшалась орнаментом в виде сюжетов растительных, анималистических элементов, каллиграфии, людей. Подобные пиалы часто приобретали представители коренных народов Приамурья для использования в быту и погребальных обрядах.
Страна: Китай
Время: XIX-середина XX вв.
Серьги
Традиционные нанайские серьги «хайпон». Их делали из серебряной, медной или железной проволоки, полудрагоценных камней (нефрит, сердолик и т.д.). Они имели форму незамкнутого кольца с отогнутым вниз одним концом, на который нанизывались бусины из камня. Ниже крепилось кольцо из нефрита, стекла, или металлические жетоны или монеты. Серьги подобного типа были распространены у нанайцев, ульчей, нивхов, негидальцев.
Страна: Россия (Приамурье).
Время: XIX-серединаXX вв.
Подвески-украшения
Предметы этой категории обычно использовались в качестве украшений одежды у народов Приамурья - нанайцев, ульчей, удэгейцев и т.д. Их делали из бронзы небольшого размера. Украшения представляли собой сочетание геометрических форм (круг, овал, треугольник и т.д.). Некоторые имели форму рыбы.
Страна: Россия (Приамурье).
Время: XIX-серединаXX вв.
    Материальная культура славян-переселенцев – русских, украинцев, белорусов – имела очень характерные черты и особенности, которые они принесли вместе с собой в Приамурье. Основным типом жилища была деревянная изба. Славяне-переселенцы занимались разнообразными видами деятельности, что ярко проявляется в комплексе материальной культуры. Одним из их основных занятий было сельское хозяйство, а именно – земледелие, оседлое скотоводство. Отражением этого служат такие характерные предметы как ручные жернова для обмолота зерна, веретена, прялки и самопрялки для изготовления тканей из технических с/х культур, хлебницы для подачи хлеба на крестьянский стол, часто украшенные традиционными орнаментами и сюжетами. К этому комплексу непосредственно примыкают крынки, использовавшиеся для хранения и перемещения молока, мутовки – инструменты для создания из молока сметаны и масла. Практически всегда в качестве подсобного хозяйства существовало растениеводство – выращивание овощей. Для их обработки использовались специальные инструменты – к примеру, сечки для рубки капусты, деревянные бочки для солений огурцов и квашенной капусты. Целый ряд предметов рассказывает нам о росте материального благополучия определенной прослойки крестьянства – это и деревянные сундуки, окованные железом и железные угольные утюги. Все эти предметы в 19 столетии изготавливали в кустарных мастерских и на заводах. Вместе с тем отражением архаичных традиций и показателем уровня технического развития было повсеместное использование традиционного прибора для освещения, известного под названием «светец», который имел разнообразные формы. Основная масса крестьян-переселенцев и казачества исповедовала христианство в форме православия. Отражением этого были нательные кресты, которые отливались в специальных формах-матрицах.
   Одним из ключевых элементов культуры славян-пересленцев был традиционный костюм. В частности, женский костюм сочетал в себе элементы, отражающие занятия крестьян (сельское хозяйство – наличие удобной формы отдельных деталей костюма и определенных типов тканей для проведения полевых работ и обработки зерна), эстетическое мировоззрение и символизм окружающего мира, своего места в нем (наличие определенных цветов в одежде, к примеру – черного, характеризующего плодородие земли и т.п.).
Колыбель подвесная.
Качающаяся кроватка для маленького ребёнка. Слово колыбель происходит от древнерусского глагола колыбать, что означало качать, укачивать. Колыбель в своем символическом статусе соотносилась с материнской утробой. Она считалась первой обителью человека, объектом и локусом магических оберегов, которые были направлены на защиту жизни и здоровья ребенка.
Страна: Россия.
Время: XIX-серединаXX вв.
Самопрялка (стояк, коловорот).
Частично механизированный станок с ножным приводом освобождающий две руки для вытягивания кудели и формирования нити.
Страна: Россия.
Время: XIX-серединаXX вв.
Крынка (кринка).
Сосуд для молока, а также количество жидкости, вмещающейся в этот сосуд.
Страна: Россия.
Время: XIX-серединаXX вв.
Светец.
Подставка для лучины, освещающей жильё, а также старинный осветительный прибор из подставки и укреплённой на ней лучины.
Страна: Россия, Вологодская губерния.
Время: XIX в.
Веретено.
Приспособление для ручного прядения пряжи, одно из древнейших средств производства. Деревянная точёная палочка, оттянутая в остриё к верхнему концу и утолщённая к нижней трети, наделяемая магическими свойствами. Они связаны с вращением и остротой веретена.
Страна: Россия.
Время: начало XX в.
Ендова.
Низкий ковшеобразный сосуд с одной или двумя ручками (из меди, серебра, дерева) для разливания или коллективного питья кваса, браги, пива за столом большой семьей.
Страна: Россия, Тульская губерния.
Время: XIX в.
Косарь (косырь, лучёвник, лучинник).
Большой, тяжелый нож, для щепленья лучины, рубки костей.
Страна:Россия.
Время: XIX в.
Гребень.
Гребни обладали целым рядом обрядовых и магических функций в зависимости от региона бытования. Существенная роль отводилась гребню в свадебном обряде, когда невесте, по традиции, расплетают косу на две. Функция оберега, которую выполнял в народной культуре гребень, определяла и его декор, содержащий сакральные знаки (кони, солярная символика).
Страна: Россия, Архангельская губерния.
Время: XIX в.
Ручная мельница.
Ручная мельница использовалась для перемалывания в муку пшеницы и другого зерна, а также и для перемалывания иногда каких-либо пищевых продуктов растительного и животного происхождения.
Страна:Россия, Тульская губерния.
Время: XIX в.
Сечка.
Инструмент для шинкования и измельчения любых продуктов в деревянном корыте. Использовали его на Руси для рубки мяса, капусты, других овощей, грибов. Корыто изготавливалось из цельной колоды, а изгиб его дна соответствовал изгибу лезвия сечки, для того, чтобы, максимально увеличив поверхность соприкосновения, ускорить и процесс.
Страна:Россия.
Время: XIX в.