Главная  /  Музейные экспонаты  /  Музей истории города Хабаровска

Музей истории города Хабаровска

В этом разделе дана краткая история заселения города Хабаровска, представлены предметы быта, личные вещи, орудия труда, использовавшиеся переселенцами, которые дают возможность виртуально прикоснуться к истории заселения амурской земли.

Для большей визуализации событийных моментов материал также представлен в формате видеоэкскурсий.

Экспонаты и текст для раздела предоставлены Музеем истории города Хабаровска.

Хабаровка на Амуре. 1860 г. Из фонда ДВГНБ

Хабаровск. Вид на Амур с утеса. Конец ХIХ века. Из фонда ДВГНБ

Прежний вид Хабаровска (Хабаровки) конец ХIХ в. Из фонда ДВГНБ

Общий вид г. Хабаровска конец ХIХ в. Из фонда ДВГНБ

До середины XIX века месторасположение нынешнего Хабаровска, в соответствии с Нерчинским договором находилось на нейтральной территории, не разграниченной между Цинской империей и Россией. После подписания Айгунского (1858) и Пекинского (1860) договоров границы владений были определены. Началось активное заселение Амура на российской территории. Процесс ускорился после 26 марта 1861 года, когда были провозглашены «Правила для переселения русских и иностранцев в Амурской и Приморской областях Восточной Сибири». Эти земли объявлялись правительством открытыми для заселения «крестьянами, не имеющими земли, и предприимчивыми людьми всех сословий, желающими переселиться за свой счет».

Всем переселяющимся в регион отводились свободные участки казенной земли во временное пользование или в полную собственность: желающим селиться целым обществом, которое должно было состоять не менее чем из 15 семейств, отводился сплошной участок земли, не более 100 десятин на каждое семейство, в 20-летнее бесплатное пользование. Они навсегда освобождались от подушной подати и на 10 лет - от рекрутской повинности. С небольшими изменениями эти правила соблюдались до начала двадцатого века.

С надеждой на новую землю и на те льготы, которые государство предоставляло переселенцам, на Дальний Восток устремились крестьяне Полтавской, Тамбовской, Орловской, Самарской, Воронежской, Таврической и других губерний. Наибольшее число переселенцев на Амур дали Полтавская и Тамбовская губернии.

Решившись на переезд в Приамурье, переселенец оформлял необходимые документы: увольнительный приговор сельского общества, копию с ревизских сказок (списков податного населения) и посемейный рекрутский список.

Переселенцы грузили на телеги свое имущество (сундуки, корыта, прялки, домашний инвентарь, чугунки, подвесные люльки), запас продуктов (зерно, крупу, муку в мешках, а в бочках - соленое сало, огурцы, капусту), привязывали к телегам коров, лошадей и трогались в дальний путь.

В Сретенске (Забайкалье) грузились либо на казенные барки и плоты, либо на собственные, купленные самостоятельно или на общество, «в складчину», и по реке Шилке, а затем по Амуру производили сплавы, основывая новые поселения и селясь в уже существующих в т.ч. в Хабаровке и ее окрестностях.

Благодаря очень удобному расположению в месте слияния рек Амур и Уссури, Хабаровка начала очень быстро развиваться. Вслед за военными поселенцами и казаками, начали прибывать и крестьяне — среди них были уроженцы Забайкалья, Оренбургской, Пермской, Казанской, Курской, Нижегородской, Киевской, Бессарабской и Рязанской губерний.

Вот как описывает свои впечатления о Хабаровке во время поездки по Амуру в 1860 году этнограф и путешественник С. В. Максимов: «... Там, где Уссури встречается с Амуром … устье обеих рек замечательно широко и многоводно; слияние их обозначилось вначале огромным откосом, замечательной величины мелью; фарватеры обеих рек прижимаются к противоположным берегам (уссурийский к правому, амурский к левому берегу); круто обрывистая скала служит разделом вод и той и другой реки. Около этой-то скалы и по ее отклонам (...) выстроилось новое казенное селение, носящее имя первого храброго завоевателя Амурского края — Хабарова.

Застроенная исключительно домами казенного штаба (в виде крупных казарм и мелких домов для семейных), Хабаровка с реки поражает замечательною оригинальностью постройки и самого вида. Благодаря естественному строению Хабаровской горы, разбившейся на две-три террасы, и отчасти предусмотрительности строителей Хабаровка выстроена именно таким образом, что ни одно строение ее, как бы они ничтожно и некрасиво ни было, не прячется от глаз, не скрывается одно за другим.

Во всяком случае Хабаровку должны мы отнести к числу лучших, красивейших мест по всему долгому течению Амура, и готовы, пожалуй, признать за нею все выгоды и преимущества для того, чтобы селению этому со временем превратиться в город».

Карта коренных народов

"Переселение на Амур: история и современность" часть 1

"Переселение на Амур: история и современность" часть 2

    Коренные народы Приамурья: нанайцы (гольды); нивхи; негидальцы; орочи; удегейцы; ульчи; эвенки; эвены жили оседло, но в их расселении не было резких границ. Происходило влияние народов друг на друга и проникновение элементов их культур, таких как техника изготовления предметов быта, её орнаментации. Особенно тесными были связи между народами, жившими по течению самого Амура: между нанайцами, ульчами, нивхами, эвенками.

    Основными видами промысла были рыболовство и охота. Также занимались собирательством и животноводством. Схожим был и быт разных коренных народов. Они жили в небольших деревнях в несколько хижин. Женщины занимались различными ремёслами: плели из бересты, ткали ковры, шили одежду, изготавливали украшения…

    Неотъемлемую часть жителей этой территории составляли выходцы из Китая и Кореи. В Хабаровке (с 1893 года Хабаровск) возникла и стремительно развивалась Китайская слобода, с 1882 г. существовало китайское торговое общество города. Традиционные китайские суда – джонки – постоянно плавали по Амуру и Сунгари между Хабаровском и приграничными районами Цинской империи. Китайскими переселенцами было организовано много мелких предприятий в городе – торговые, сапожные, слесарные и т.д.

Вид на китайскую Слободку на Артиллерийской горе. Втор.пол. XIX - нач. XX вв.

Манчжурские лодки и базар в Николаевске на Амуре

    Возникла в городе и корейская диаспора. Корейцы стали переселяться на Дальний Восток с 1863 г. в 1890-х гг. получили российское подданство. В Хабаровске рядом с железнодорожным вокзалом образовалась Корейская слободка, просуществовавшая до 30-х годов.

Корейское жилище

Корейцы и кореянки

    В силу исторических причин и многолетнего проживания рядом друг с другом их традиционные культуры часто пересекались и имеют немало общих черт, равно как и самобытных, особенных для каждого народа.

    Одним из характерных занятий для китайских переселенцев были производство и торговля керамической и фарфоровой посудой традиционных форм. В частности, это были пиалы для употребления риса – основной с/х культуры Азии. При изготовлении их часто украшали сюжетами и элементами традиционной китайской живописи – растения, цветы и птицы, каллиграфия.

   Основным занятием для корейских переселенцев было земледелие. Отражением их традиций было использование плуга-плоскореза специфической конструкции с железным лемехом, что позволяло бережно относиться к почве и эффективно использовать ее ресурсы. Одним из характерных занятий того времени было выращивание табака и изготовление специальных трубок для его курения. Они часто украшались традиционным орнаментом, а иногда и зооморфными и даосскими сюжетам.

    Все группы переселенцев жили рядом друг с другом, сохраняя свой традиционный уклад в быту и комплекс материальной культуры, отличающий их друг от друга.

Лемех
Лемех (кор. посып) от традиционного корейского плуга-плоскореза (кор. чэнги). Предмет использовался для сельскохозяйственных работ корейскими переселенцами в Приамурье и Приморье.
Страна: Корея
Время: XIX-начало XX вв.

Курительная трубка
Трубка обычно состояла из трех частей: чашечки, центральной части и мундштука. Предмет использовался для курения табака на территории Приамурья, Приморья среди коренного населения, китайских и корейских переселенцев.
Страна: Китай
Время: XIX-серединаXX вв.

Пуговица
Пуговицы использовались как элемент традиционной одежды китайскими переселенцами в Приамурье. Их особенность – использование европейских фабричных способов производства и традиционных сюжетов китайской культуры (животные, растения, пейзажи, каллиграфия и т.д.).
Страна: Китай
Время: XIX-середина XX вв.

Топор
Топор – традиционный инструмент в быту и хозяйстве азиатских переселенцев (китайцев и корейцев). На тыльной стороне часто имелось клеймо мастер, изготовившего топор.
Страна: Китай
Время: XIX-середина XX вв.

Пиала
Пиала традиционной формы использовалась азиатскими переселенцами и для еды (обычно рис, овощи, мясо) и для питья (чай). Предметы этой категории делали из керамики, фаянса либо фарфора. Поверхности часто украшалась орнаментом в виде сюжетов растительных, анималистических элементов, каллиграфии, людей. Подобные пиалы часто приобретали представители коренных народов Приамурья для использования в быту и погребальных обрядах.
Страна: Китай
Время: XIX-середина XX вв.

Серьги
Традиционные нанайские серьги «хайпон». Их делали из серебряной, медной или железной проволоки, полудрагоценных камней (нефрит, сердолик и т.д.). Они имели форму незамкнутого кольца с отогнутым вниз одним концом, на который нанизывались бусины из камня. Ниже крепилось кольцо из нефрита, стекла, или металлические жетоны или монеты. Серьги подобного типа были распространены у нанайцев, ульчей, нивхов, негидальцев.
Страна: Россия (Приамурье).
Время: XIX-серединаXX вв.

Подвески-украшения
Предметы этой категории обычно использовались в качестве украшений одежды у народов Приамурья - нанайцев, ульчей, удэгейцев и т.д. Их делали из бронзы небольшого размера. Украшения представляли собой сочетание геометрических форм (круг, овал, треугольник и т.д.). Некоторые имели форму рыбы.
Страна: Россия (Приамурье).
Время: XIX-серединаXX вв.

"Переселение на Амур: история и современность" часть 3

"Переселение на Амур: история и современность" часть 4

"Переселение на Амур: история и современность" часть 5

    Материальная культура славян-переселенцев – русских, украинцев, белорусов – имела очень характерные черты и особенности, которые они принесли вместе с собой в Приамурье. Основным типом жилища была деревянная изба. Славяне-переселенцы занимались разнообразными видами деятельности, что ярко проявляется в комплексе материальной культуры. Одним из их основных занятий было сельское хозяйство, а именно – земледелие, оседлое скотоводство. Отражением этого служат такие характерные предметы как ручные жернова для обмолота зерна, веретена, прялки и самопрялки для изготовления тканей из технических с/х культур, хлебницы для подачи хлеба на крестьянский стол, часто украшенные традиционными орнаментами и сюжетами. К этому комплексу непосредственно примыкают крынки, использовавшиеся для хранения и перемещения молока, мутовки – инструменты для создания из молока сметаны и масла. Практически всегда в качестве подсобного хозяйства существовало растениеводство – выращивание овощей. Для их обработки использовались специальные инструменты – к примеру, сечки для рубки капусты, деревянные бочки для солений огурцов и квашенной капусты. Целый ряд предметов рассказывает нам о росте материального благополучия определенной прослойки крестьянства – это и деревянные сундуки, окованные железом и железные угольные утюги. Все эти предметы в 19 столетии изготавливали в кустарных мастерских и на заводах. Вместе с тем отражением архаичных традиций и показателем уровня технического развития было повсеместное использование традиционного прибора для освещения, известного под названием «светец», который имел разнообразные формы. Основная масса крестьян-переселенцев и казачества исповедовала христианство в форме православия. Отражением этого были нательные кресты, которые отливались в специальных формах-матрицах.

   Одним из ключевых элементов культуры славян-пересленцев был традиционный костюм. В частности, женский костюм сочетал в себе элементы, отражающие занятия крестьян (сельское хозяйство – наличие удобной формы отдельных деталей костюма и определенных типов тканей для проведения полевых работ и обработки зерна), эстетическое мировоззрение и символизм окружающего мира, своего места в нем (наличие определенных цветов в одежде, к примеру – черного, характеризующего плодородие земли и т.п.).

Колыбель подвесная.
Качающаяся кроватка для маленького ребёнка. Слово колыбель происходит от древнерусского глагола колыбать, что означало качать, укачивать. Колыбель в своем символическом статусе соотносилась с материнской утробой. Она считалась первой обителью человека, объектом и локусом магических оберегов, которые были направлены на защиту жизни и здоровья ребенка.
Страна: Россия.
Время: XIX-серединаXX вв.

Самопрялка (стояк, коловорот).
Частично механизированный станок с ножным приводом освобождающий две руки для вытягивания кудели и формирования нити.
Страна: Россия.
Время: XIX-серединаXX вв.

Крынка (кринка).
Сосуд для молока, а также количество жидкости, вмещающейся в этот сосуд.
Страна: Россия.
Время: XIX-серединаXX вв.

Светец.
Подставка для лучины, освещающей жильё, а также старинный осветительный прибор из подставки и укреплённой на ней лучины.
Страна: Россия, Вологодская губерния.
Время: XIX в.

Веретено.
Приспособление для ручного прядения пряжи, одно из древнейших средств производства. Деревянная точёная палочка, оттянутая в остриё к верхнему концу и утолщённая к нижней трети, наделяемая магическими свойствами. Они связаны с вращением и остротой веретена.
Страна: Россия.
Время: начало XX в.

Ендова.
Низкий ковшеобразный сосуд с одной или двумя ручками (из меди, серебра, дерева) для разливания или коллективного питья кваса, браги, пива за столом большой семьей.
Страна: Россия, Тульская губерния.
Время: XIX в.

Косарь (косырь, лучёвник, лучинник).
Большой, тяжелый нож, для щепленья лучины, рубки костей.
Страна:Россия.
Время: XIX в.

Гребень.
Гребни обладали целым рядом обрядовых и магических функций в зависимости от региона бытования. Существенная роль отводилась гребню в свадебном обряде, когда невесте, по традиции, расплетают косу на две. Функция оберега, которую выполнял в народной культуре гребень, определяла и его декор, содержащий сакральные знаки (кони, солярная символика).
Страна: Россия, Архангельская губерния.
Время: XIX в.

Ручная мельница.
Ручная мельница использовалась для перемалывания в муку пшеницы и другого зерна, а также и для перемалывания иногда каких-либо пищевых продуктов растительного и животного происхождения.
Страна:Россия, Тульская губерния.
Время: XIX в.

Сечка.
Инструмент для шинкования и измельчения любых продуктов в деревянном корыте. Использовали его на Руси для рубки мяса, капусты, других овощей, грибов. Корыто изготавливалось из цельной колоды, а изгиб его дна соответствовал изгибу лезвия сечки, для того, чтобы, максимально увеличив поверхность соприкосновения, ускорить и процесс.
Страна:Россия.
Время: XIX в.

Мутовка.
Предмет кухонной утвари для взбалтывания, интенсивного перемешивания, размешивания или взбивания вручную различных жидкостей и смесей. Изготавливалась из веток ели или сосны.
Страна:Россия.
Время: начало XX в.

Безме́н (контарь, кантарь). Страна:Время: XIX в.