День российской печати — профессиональный праздник работников периодической печати, средств массовой информации, журналистов. В торжестве принимают участие сотрудники периодических печатных и электронных изданий: журналисты, писатели, редакторы, корректоры, издатели и вспомогательный персонал. К празднованию присоединяются преподаватели, студенты и выпускники профильных учебных заведений.

   Он приурочен к 13 января, потому что в этот день в 1703 году вышел первый номер первой российской газеты «Ведомости». Учредить её потребовал Пётр I для извещения широкой публики «о заграничных и внутренних происшествиях».

   Суть Дня печати — почтить труд людей, которые работают в сфере печати и журналистики.

   Мы предлагаем вашему вниманию выставку периодических изданий из фондов библиотеки, посвящённую Дню российской печати.

История праздника

    Праздник учреждён Постановлением Президиума Верховного Совета РСФСР от 28.12.1991 № 3043-1 «О Дне российской печати». Он заменил День советской печати, который отмечался 5 мая.

   Дата приурочена к выходу в 1703 году первого номера газеты «Ведомости». Печатное издание было учреждено указом Петра Великого как один из инструментов оповещения о реформах, их поддержке и распространения в Российской империи.

Интересные факты

  • В РФ зарегистрировано 83 352 СМИ (данные Роскомнадзора по состоянию на 17 февраля 2016 г.). Наибольшая доля приходится на журналы (37%) и газеты (28%).
  • СМИ России выходят на 102 языках.
  • Самой популярной газетой мира является национальная японская газета The Yomiuri Shimbun. Это издание ежедневно читает 10 миллионов человек.
  • В XIX веке в Америке приобрело широкую популярность издательство «Альманах старого фермера». Его содержание представляло собой статьи по ведению сельского хозяйства, а главная особенность — мягкая бумага и отверстие в правом верхнем углу. После прочтения его вешали на гвоздь в туалете и использовали как туалетную бумагу.
  • В СМИ существует определение гонзо-журналист. Эти люди пишут статьи от первого лица и уделяют большое внимание собственному отношению к описанному событию. Считается, гонзо-журналистика — один из лучших методов массовой пропаганды.
  • Издания, которые повествуют о скандалах и вымышленных фактах называют «Жёлтой прессой». Считается, что эта формулировка возникла после того, как Джозеф Пулитцер в 1896 году в газете New-York World опубликовал комикс. Газета была чёрно-белой, а главный герой истории был разукрашен в жёлтый цвет. Комикс пришелся по душе читателям и начал пользоваться популярностью.

Автор новости Ольга Викторовна Такмакова, главный библиотекарь отдела «Центр комплексного библиотечного обслуживания»  ДВГНБ.