Как художник слова Н. С. Лесков вполне достоин встать рядом с такими творцами

литературы русской, каковы Л. Толстой, Гоголь, Тургенев, Гончаров. Талант Лескова

силою и красотой своей немногим уступает таланту любого из названных творцов,

а широтою охвата явлений жизни, глубиною понимания бытовых загадок её, тонким знанием

великорусского языка  он нередко превышает названных предшественников и соратников своих.

Максим Горький

16 февраля 2021 года исполняется 190 лет со дня рождения писателя Николая Семёновича Лескова (1831-1895).  В золотой литературной линейке XIX века имя Лескова стоит сразу за именами Пушкина, Лермонтова, Гоголя, Толстого и Достоевского. Лев Толстой как-то сказал: «Лесков – писатель будущего». И эти слова сбылись. Произведения Лескова – «словесного фокусника», любимы и популярны у читателей разных поколений. А названия «Левша», «Очарованный странник», «Запечатленный ангел» для россиян давно обрели нарицательную форму.

Так сложилось, что Николаю Семёновичу Лескову суждено было стать одинокой звездой на небосводе русской литературы второй половины XIX века. Непризнанный и неоцененный современниками, он прошёл большой, сложный жизненный и литературный путь. Узнать больше о писателе, которого Игорь Северянин назвал «Достоевскому равным гением», посетители библиотеки смогут на книжной выставке «Запечатленная Россия». На ней представлены публицистика Лескова, знаменитые повести, роман-хроника «Соборяне», запечатлевшие оригинальные характеры и значительные явления общественной жизни современной писателю России. Посетителей выставки привлечёт уникальное «подарочное» издание «Очарованный странник», проиллюстрированное картинами известных русских художников. В биографических и мемуарных изданиях, например, книге Л. А. Капитановой «Н.С. Лесков в жизни и творчестве» и сборнике «Независимый странник» можно найти информацию о роде Лесковых, детстве и юности писателя, его поисках гражданского, нравственного и эстетического идеала.  Также на выставке представлены монографии и статьи отечественных учёных-литературоведов, посвящённые творческому пути самого русского из русских писателей.

Выставка работает по адресу: ДВГНБ, ул. Муравьёва-Амурского, 1/72, 3-й этаж, выставочный зал. Контактная информация: тел. 32-98-52.

 7 интересных фактов о Николае Лескове.

 1) Два класса гимназии.

В 10 лет Николай Семёнович Лесков поступил учиться в Орловскую губернскую гимназию. До этого он, с детства очень одарённый и способный, учился дома. Учеба в гимназии не задалась. Николай ненавидел рутину, зубрёжку и казёнщину, и после пяти лет обучения получил вместо аттестата справку об окончании всего двух классов гимназии, потому что отказался от несправедливой переэкзаменовки в четвертый класс. Всё бы ничего, но эта злополучная справка закрывала для Николая дальнейшую возможность обучения.

2) «Шкотт и Вилькенс»

 Огромное влияние на жизнь и последующее творчество Николая Семёновича Лескова оказала служба агентом в компании мужа тётки «Шкотт и Вилькенс» – англичанина А. Я. Шкота (Скотта), который служил управляющим имений Нарышкина и графа Перовского. По делам компании Лескову приходилось много ездить по России, и эти поездки дали будущему писателю много живых и ярких наблюдений. Именно они и подтолкнули молодого человека к занятию писательским трудом.

3) Двойной дебют

Дебют Лескова-публициста случился довольно поздно, в 26 лет. Первые заметки, написанные им, появились в газете «Петербургские ведомости» (1859), а также в киевском издании «Современная медицина». Потом стали появляться заметки и в других изданиях – в «Отечественных записках», в «Северной пчеле», сотрудником которой становится Лесков, в «Русской речи». Сам Лесков главной своей публицистической работой считал статью о питейных бунтах - «Очерки винокуренной промышленности (Пензенская губерния)». Дебют Лескова-писателя состоялся ещё позже, в 1863 году, когда в журнале «Библиотека для чтения» была опубликована его первая короткая повесть «Житие одной бабы».

4) Скандал с псевдонимом

Свои произведения Лесков подписывал чаще всего псевдонимом «М. Стебницкий». Именно с этим псевдонимом приключилась неприятная история, попортившая писателю много крови. В мае 1862 года в «Северной пчеле» за подписью Стебницкого была опубликована статья про пожары в Апраксином и Щукином дворах. Статья обвиняла как поджигателей – по слухам – студентов-нигилистов, так и правительство, которое не способно поймать поджигателей и бездействует. После публикации Лескова обвинили в том, что он связывает пожары с революционными надеждами студентов, появились серии ругательных статей и фельетонов. И даже несмотря на публичные объяснения ситуацию Лескову исправить не удалось – фамилия «Стебницкий» стала бранным выражением. Николай Семёнович Лесков был вынужден уехать за границу. Чтобы избежать дальнейшей травли, ему пришлось отказаться от скандального псевдонима и подписываться своим настоящим именем.

5) Народная этимология

Николай Семёнович Лесков очень ценил и тщательно изучал безграничную и богатую стихию народной речи. Свои произведения он украшал неологизмами собственного сочинения, жаргонными словечками и народными выражениями. Его излюбленным приёмом была «народная этимология» – приём, основанный на переосмыслении слова, исходя из его внешнего, случайного звукового совпадения. Микроскоп – «мелкоскоп», аксельбанты – «выксельбанты», таблица умножения – «долбица умножения». Цветистость и украшенность лесковских произведений непривычно резала слух, критики совершенно необоснованно обвиняли писателя в порче языка, вульгарности и шутовстве.

6)  Вегетарианец

Николай Семёнович Лесков был убеждённым вегетарианцем. Он относил себя к сердобольникам – тем, кто соблюдает вегетарианство из чувства жалости к убитым животным. В 1889 году писатель опубликовал заметку, в которой исследовал основные группы российских вегетарианцев-мясопустов – тех, кто не ест мяса по разного рода гигиеническим соображениям и сердобольников, о которых было сказано выше. Также Лесков выдвинул идею создания вегетарианской поваренной книги России. Эта идея породила в прессе шквал насмешливых статей, Лескова обвиняли в нелепости предложения, однако в 1894 году книга всё же вышла в свет.

7) Горький успех

 Незадолго до смерти Николай Семёнович Лесков составил и издал у Суворина полное собрание своих сочинений в 12 томах. Издание было молниеносно распродано и принесло писателю значительный гонорар и литературную известность. Но с успехом было связано и горькое происшествие. Шестой том, содержавший в себе церковные произведения писателя, был задержан по настоянию цензуры. Эта весть настигла писателя на лестнице типографии и стала причиной тяжёлого сердечного приступа.

 Автор новости главный библиотекарь отдела Обслуживания и фондов ДВГНБ Татьяна Сергеевна Лазарева