Знакомство с г. Хабаровском для всех приезжающих в город железнодорожным транспортом начинается с памятника Ерофею Павловичу Хабарову, установленному на привокзальной площади в 1958 году. Автор памятника Абрам Пейсахович Мильчин – скульптор, член Союза художников СССР (1952–1969).

Абрам-Янкель Юдка-Пейсахович (Ян Пейсахович, Абрам Петрович) Мильчин родился 9 ноября 1912 г. в Белоруссии, в г. Бобруйске. В семье Мильчиных живет легенда о происхождении фамилии: мильчане – древние славянские племена, известные еще в X столетии. Название чаще всего переводят – великан, исполин. Выходцы из существовавшего в прошлом селения Мильчино (Мильчи) непременно были наделены талантами. Насколько верна эта легенда, никто не знает. Но пример семьи А. П. Мильчина – подтверждение тому. Его дед был поэтом, отец – скрипачом, один брат сочинял музыку, второй – рисовал. А. П. Мильчину не было еще пяти лет, когда умерла мать. В 12 лет ему пришлось работать помощником оклейщика обоев. В 1927 г. он был направлен в детский дом, расположенный в белорусском поселке Паричи в 40 км от Бобруйска. Все свободное от учебы и хозяйственных работ время А. Мильчин рисовал. Воспитатели, заметив эту страсть юноши, всячески шли ему навстречу. В это же время он впервые попробовал лепить. Лепка увлекла его не менее, чем рисование. В начале это были просто фантазии, затем – учебное копирование с лепных форм и скульптур. В 1929 г. он вырезал из куска мела бюст В. И. Ленина «в дар проходившей тогда в поселке партийной конференции» – напишет он в своей автобиографии. Работа, выполненная детдомовцем, понравилась, его похвалили, рекомендовали продолжить обучение.

В 1930–1932 гг. он учился в ФЗО мебельщиков, в 1933 г., окончив Бобруйский рабфак, уехал в г. Биробиджан. И вновь учеба – в педагогическом техникуме (1933–1935). Продолжает заниматься лепкой и рисованием. В январе 1935 г. А. П. Мильчин был приглашен в Биробиджанский театр на должность художника-исполнителя. Одновременно принял приглашение редакции еврейской газеты «Биробиджанская звезда», где стал работать художником-иллюстратором. Гравировал на дереве, линолеуме, цинке портреты, карикатуры и плакаты для газеты; под руководством главного художника театра С. Л. Гольдберга учился театральному искусству – расписывал задники, делал бутафорию. Здесь ему очень пригодились знания, полученные в фабрично-заводском училище. В свободное время делал статуэтки из дерева на политические и антирелигиозные темы.

В 1937 г. областным исполнительным комитетом ЕАО он направляется на учебу в Москву во Всесоюзную образцовую изостудию ВЦСПС на скульптурное отделение, которым руководила широко известный скульптор Вера Игнатьевна Мухина. Работы на библейские сюжеты и по мотивам повестей Шолом-Алейхема, которые он привез в Москву, понравились Вере Ивановне. Она добилась, чтобы талантливого скульптора оставили в Москве. По ее рекомендации он был принят в 1939 г. в Московский государственный институт изобразительных искусств. К этому времени относятся его работы, выполненные из дерева на бытовые темы, миниатюрные скульптуры из розового камня и кости; композиции «Разбойник Бойтре», «Свадебный певец», «Ледовое побоище», «Демон», «Волшебная флейта», «Паганини». Декан скульптурного факультета института Р. Р. Иодко предложил композицию «Паганини» разработать как дипломный проект. Война прервала работу над этим образом, не дала завершить образование. Институт был эвакуирован в Среднюю Азию. Студент А. Мильчин, отложив инструменты скульптора, добровольцем пошел на фронт. С 1942 г. он воевал на различных фронтах. Был тяжело ранен, контужен, временно терял память, однако возвращался в строй. В декабре 1945 г. демобилизовался и вернулся в институт. Состояние здоровья не позволило продолжить обучение.

Летом 1946 г. по вызову уехал в Биробиджан. Работал художником в театре и заведующим отделом иллюстраций в газете «Биробиджанская звезда». Оформил в театре спектакль «Гришка из Острополии» (макет декорации, эскизы костюмов и грима). Работа в театре и газете мало оставляла времени на свободное творчество, однако ему все же удавалось заниматься скульптурой: лепил и показывал на выставках бюсты депутатов Верховного Совета СССР от ЕАО, самого известного в Союзе еврейского писателя Шолом-Алейхема. Скульптура писателя экспонировалась в Хабаровске.

В 1947 г. председателем правления Хабаровского отделения Союза художников и уполномоченным отделения художественного фонда он был приглашен на работу в г. Хабаровск, с которым связал затем всю последующую жизнь и творчество. Здесь он берется за любую работу. Одно время даже подрабатывал в кукольном театре – оформлял спектакли. В 1948 г. представил на краевую выставку скульптурную композицию «Последняя граната», получившую первую премию. Двухметровая скульптура советского воина была выполнена из гипса. Не переведенная в твердый материал (бронза, мрамор), в дальнейшем она была утрачена.

Хабаровск круто изменил судьбу А. Мильчина. Особую роль сыграл ученый-историк преподаватель педагогического института Н. И. Рябов. Он разбудил интерес художника к истории освоения Дальнего Востока, привлек к изучению великих дел и подвигов землепроходцев. А. Мильчин решил воссоздать образы русских первопроходцев Пояркова, Хабарова, Атласова, Дежнева, Чирикова. Первой стала скульптура Семена Дежнева. Она явилась первой скульптурной работой от Хабаровского края на Всесоюзной художественной выставке в Москве (1950). В 1953 г. А. П. Мильчин представляет в Москве свое новое произведение – небольшую, до метра высотой скульптуру Ерофея Хабарова. После закрытия выставки скульптура была приобретена Государственной закупочной комиссией и экспонировалась в европейских странах народной демократии.

В декабре 1953 г. Исполком Хабаровского городского Совета депутатов трудящихся в преддверии 100-летия со дня рождения г. Хабаровска (1958) принимает решение о сооружении памятника-монумента Ерофею Павловичу Хабарову. За основу принимается модель фигуры Е. П. Хабарова, представленная А. П. Мильчиным. Ему поручается дальнейшая работа над монументом, определяется его высота от 3,5 до 4 метров. Почти пять лет трудился над проектом А. П. Мильчин, все увеличивая размеры памятника. Ему освободили один из цехов судостроительного завода в г. Хабаровске, набрали штат помощников. Фигуру отливали в бронзе в подмосковных Мытищах.

Вечером 29 мая 1958 г. состоялось открытие памятника Е. П. Хабарову на привокзальной площади, ставшего визитной карточкой г. Хабаровска. «Дорогой друг А. Мильчин! Хотя в Хабаровске на митинге по случаю открытия памятника я не был, всем сердцем был я с вами, радовался за Вас и очень горд за Вашу творческую победу. Это и вправду колоссальная победа, – писал скульптору еврейский писатель Сальвадор Боржес, живший в то время в г. Биробиджане. – Поколения будут с любовью вспоминать имя скульптора, создателя такого произведения искусства. Поэтому я горд, что Вы, товарищ Мильчин, создали памятник Хабарову».

В эти же годы Абрам Пейсахович создает бюсты: Сергея Лазо, дальневосточных мичуринцев Лукашова, Шуранова, скульптуру «Рыбачка». В 1959 г. по рекомендации скульптора Манизера А. Мильчин работал над созданием памятника В. И. Ленину совместно с московским архитектором Богдановым. По его проектам выполнены и установлены памятники в честь воинов-земляков в селах Троицкое, Найхин Нанайского района, писателю Джанси Кимонко в с. Гвасюги района им. Лазо, Ленину в с. Амурзет Еврейской автономной области. Выполненный им бюст Блюхера вошел в мемориал на Волочаевской сопке. Памятник еврейскому писателю Миллеру установлен на могиле в г. Биробиджане, много надгробий – в г. Хабаровске.

Из других его работ воплощенных и не воплощенных в камень, бронзу и металл: эскизы памятников Блюхера для площади его имени и Аркадию Гайдару для детского парка в г. Хабаровске, скульптуры Зои Космодемьянской для железнодорожной школы в г. Уссурийске, Героя Советского Союза Евгения Дикопольцева и др.

В 1970-е гг. его имя не часто упоминалось коллегами, в прессе. Причиной было исключение его из членов Союза художников. В 1986 г. он обратился с просьбой в Хабаровскую организацию с заявлением о восстановлении его в членах Союза художников, однако при жизни этот вопрос решен не был. Умер Абрам Пейсахович Мильчин в 1994 г. в г. Хабаровске. В 1995 г. на доме в г. Хабаровске, где он жил в 1959–1994 гг., установлена мемориальная доска. В 2008 г. был отреставрирован памятник Е. П. Хабарову на преображенной привокзальной площади. Фотографии памятника украшают многие книги, используются в логотипах, календарях. Наверное, нет ни одной хабаровской семьи, где в каком-то виде не присутствовал памятник, созданный А. П. Мильчиным. Едва ли найдется гость Хабаровска, не взявший с собой сувенир с изображением памятника Е. П. Хабарову.

В Государственном архиве Хабаровского края хранится личный фонд А. П. Мильчина. Фонд очень богатый и информативный. В нём хранятся фотографии, письма скульптора, рукописные воспоминания о Великой Отечественной войне. Документы и фотографии на хранение в архив передала его вдова Нина Лазаревна Герцвольф в 1996 г.